Первая в России железная дорога — исторические сведения и интересные факты

В тот субботний день на Семеновском плацу было очень многолюдно. Горожане поспешили к старой полковой церкви Введения, чтобы засвидетельствовать удивительное зрелище: как «стальной конь, несущий много, много повозок одновременно», отправится в первое путешествие. Правда, только дорогие джентльмены могли увидеть это чудо своими глазами — простолюдинам не разрешили войти на саму станцию. О масштабности исторического события свидетельствует тот факт, что среди гостей, приглашенных на открытие первой в России общественной железной дороги, были сам император Николай I и другие первые люди государства.

Днем, несмотря на шум, который царил в толпе, все услышали пронзительный свист, который перед отъездом сделал маленький паровоз. Затем восемь автомобилей, в которых сидела взволнованная благородная публика, медленно начали набирать скорость, устремляясь из Петербурга в Царское Село. Через 35 минут поезд добрался до пункта назначения, где раздался громкий крик «Ура!» его приветствовали ликующие граждане.

11 ноября 1837 года, состоялось открытие первой в России железной дороги, которая связала Санкт-Петербург и станцию в царском селе.

Предприниматель Фон Герстнер

В этот день поездом управлял сам Франц Антон фон Герстнер, знаменитый инженер из Австрии, профессор Венского политехнического института.

Франц Антон фон Герстнер

В Россию он прибыл в начале 1834 года его пригласил генерал Константин Чевкин, который являлся начальником штаба корпуса горных инженеров,. Иностранного специалиста приглашали для обозрения горных заводов, однако фон Герстнер, у которого уже был опыт строительства железной дороги между Ческими-Будейовицами и австрийским Линцем, зажегся идеей соединить города в империи железными рельсами. В 1835 году он отправил записку императору, в которой обосновал необходимость реализации такого амбициозного для того времени проекта.

«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения»

Франц Антон фон Герстнер

Интересно что, предприимчивый иностранец в своей записке предложил сделку на следующих условиях: Он требовал, чтобы всякая железная дорога, устроенная в России в течение 20 лет без его согласия, становилась его собственностью.

Николай I утвердительно ответил на неоспоримыми доводы об устройстве железных дорог в государстве, но дерзкое требование предпринимателя отклонил. Указ императора о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года.

Источники финансирования

Финансировала строительство железной дороги частная акционерная компания, основным акционером которой являлся молодой граф Бобринский. Наследник графа Алексея Бобринского, внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова, слыл блестящим сыном эпохи. Молодой человек получил хорошее образование, увлекался наукой и новыми амбициозными проектами.

Граф Бобринский

Князь Вяземский высказывался о нем следующим образом: «Ему недостаточно было бы, подобно Колумбу, открыть одну Америку; он хотел бы открыть их множество… Он был либералом в лучшем значении этого слова». Также он добавлял, что «любознательная натура его беспрестанно требовала себе пищи для размышления, он искал его повсюду; всякая мимолетная мысль, открытие, новые знания возбуждали в нём бурную деятельность».

В 30-х годах XIX века он занимался развитием сахарной промышленности. Но встреча с Герстнером заставила его поверить в будущее железных дорог в России и создать в 1835 году акционерное общество.

Чтобы собрать капитал, было напечатано 15 тысяч акций. Нужную сумму в три миллиона рублей собирали по подписке в течение полугода. Всего в покупке соответствующих бумаг приняло участие 700 человек. Сам внук великой императрицы приобрел акций на 250 тысяч рублей.

Поезда того времени

Поначалу путешествие по Царской железной дороге было воспринято обществом как увлекательная прогулка. Поезда на тот момент состояли из четырех классов вагонов. Богатые горожане могли позволить себе роскошную поездку в «Берлианах» вагонах с крытыми колясками с мягкими креслами для восьми пассажиров. «Дилижансы» были также оборудованы мягкими сиденьями и закрыты от дождя и ветра, были менее удобными и могли вместить 10 человек. Самым дешевым был билет на «шарабаны» (повозки с крышами) и «повозки» (без крыш). В первые годы стоимость проезда для пассажиров первого и второго класса составляла 2,5 и 1,8 рубля, а для третьего и четвертого — 80 и 40 копеек. Кстати, все вагоны не имели отопления и освещения.

С 1838 года движение стало регулярным, а затем окончательно определилось с графиком. Первый поезд отправился в девять утра, а последний — в десять вечера. Интервал между движениями составлял три или четыре часа.

Паровозы проходили по первой в России общественной железной дороге, мощность которой не превышала 120 лошадиных сил. Как правило, такие соединения не могли развивать скорость выше 60 км / ч. Вместо цифр они использовали названия: «Ловкий», «Стрелка», «Богатырь» (позже «Россия»), «Слон», «Орел» и «Лев». К 1872 году на Царской дороге было 11 паровозов.

Стоит отметить, что в мае 1838 года было открыто движение по линии Царское Село — Павловск. К знаменательному дню там был построен концертный зал, где выступал сам Иоганн Штраус.

Члены семьи Романовых и европейских монархов также использовали железную дорогу. По так называемому «Царскому пути» мог путешествовать только один поезд. В Пушкине поезд замедлился в Императорском павильоне, на вокзале, где была встречена королевская семья.

Первая железнодорожная катастрофа

Буквально через пару лет после запуска железной дороги, 12 августа 1840 года произошла первая серьезная авария, повлекшая за собой гибель нескольких человек. По историческим сведениям, причиной катастрофы стал как обычно человеческий фактор, а точнее пьяное состояние одного из машинистов. Прокурор установили, что машинист находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, не выполнил приказ остановиться перед стрелочным переводом и пропустить встречный поезд. В результате катастрофы погибли 7 пассажиров и 78 человек получили ранения. Паровоз «Богатырь» и 6 его вагонов превратились в груду металлолома.