Top.Mail.Ru

Экспериментальное определение сопротивления промежуточ­ных скреплений повороту рельсов относительно шпал

От того, насколько верны все основные элементы намечаемых и проводившихся экспериментов, зависят, эксплуатационные нормы уст­ройства и содержания бесстыкового пути, области их применения, техно­логии работ при ремонтах и содержании пути и другие важные практиче­ские решения.

Все методики выполнения экспериментальных исследований нату­ральных конструкций бесстыкового пути, разработанные Е.М. Бромбер- гом, использовались во ВНИИЖТе. Более того, полученные результаты испытаний используются и теперь в нормативных документах МПС по устройству и содержанию бесстыкового пути [28].

Методика определения сопротивления промежуточных скреплений повороту рельса в горизонтальной плоскости заключается в приложении к фрагменту рельса крутящего момента в горизонтальной плоскости на уровне нейтральной оси рельса и регистрации возникающего угла поворо­та рельса относительно шпалы, так как в аналитических методах оценки устойчивости пути рассматриваются уравнения, описывающие продольно- поперечные деформации нейтральной оси рельсовых нитей [22]. Искомую зависимость можно получить, осуществляя нагружение в горизонтальной плоскости фрагмента рельса с помощью специального винтового нагружа- теля, закрепленного на стенде, и регистрируя перемещения с помощью прогибомеров. В проведенных экспериментах была произведена оценка зависимости угла поворота рельса в горизонтальной плоскости относи­тельно шпалы от прикладываемого момента [50].

Автором проводились опыты на специальном стенде, с фрагментом рельса типа Р65 длиной 1 м, фрагментом железобетонной шпалы и про­межуточными рельсовыми скреплениями типов КБ-65, ЖБР-65 и АРС-4. Осью поворота условно принималась точка пересечения продольной оси рельса и оси шпалы. Схема испытательного стенда представлена на рис. 8.

Гайки клеммных болтов затягивались крутящими моментами 50, 100, 150 и 200 Нм, для скрепления типа АРС-4 испытания проводились при 1, 2, 3 и 4 позициях монорегулятора. На стенде через тензометрическое силомерное кольцо к фрагменту рельса монотонно передавалось го­
ризонтальное усилие для поворота вручную с помощью винтового нагружателя [49].

Перемещения фиксировали прогибомерами, показанными на рис. 10.

Силу измеряли специальным тензометрическим кольцом, которое устанавливается между винтовым нагружателем 3 и фрагментом рельса 1. Тензометрическое кольцо выполнено из кольца Вацау (динамометр) с на­клеенными на него тензометрическими датчиками рис. 9.

В ходе испытаний определялись следующие параметры:

  • угол поворота рельса относительно шпалы, рад;
  • реактивный момент, возникающий в узле скрепления рельса, кНм. Схема определения угла поворота рельса относительно шпалы по­казана на рис. 11.

Угол поворота сечения рельса относительно шпалы в горизонталь­ной плоскости ср определялся по формуле

где А] – показание прогибомера № 1; Д2 – показание прогибомера №2; А3 – показание прогибомера №3; Д4 – показание прогибомера №4; (р – угол поворота рельса относительно шпалы. Реактивный момент МР принимался равным поворотному моменту Мп, который в свою очередь определяется по формуле

где Ь – расстояние от точки приложения горизонтального усилия до оси фрагмента шпалы, м;

<2 – горизонтальное усилие, кН. Горизонтальное усилие фиксируется тензометрическим силомерным кольцом.

Перед началом испытаний проводили тарировку тензометрического силомерного кольца. На кольцо с помощью пресса прикладывали ступе­нями нагрузку от 0 до 10 кН через 1кН, и фиксировали соответствующие им показания тензометрических датчиков, тарировку сохраняли в уста­новках программной среды Са1тап 4.5. Прогибомеры тарировали с помо­щью специальной тарировочной пластины.

Закладные болты подкладочного варианта скреплений должны быть затянуты с крутящим моментом соответствующему нормативному значе­нию для данного типа промежуточного рельсового скрепления.

С помощью винтового нагружателя создавали горизонтальное уси­лие, прикладываемое к фрагменту рельса, причем нагрузку прикладывали монотонно увеличивая. Одновременно с началом приложения нагрузки начинали производить запись показаний тензометрического силомерного кольца и перемещений, регистрируемых прогибомерами.

В ходе испытаний, после каждого поворота рельса относительно шпалы в горизонтальной плоскости и записи, соответствующих ему пока­заний силы и перемещений, ослабляли прижатие рельса к подрельсовому основанию и устанавливали фрагмент рельса перпендикулярно фрагменту шпалы.

Опыты проводятся в объеме 10 циклов для каждого узла промежу­точного рельсового скрепления и определенного усилия прижатия рельса к подрельсовому основанию.

По полученным показателям строят зависимости реактивного мо­мента от угла поворота рельса рис. 7, 8, 9. Затем результаты лабораторных испытаний аппроксимируют трех- параметрической функцией вида:

где R – сопротивление повороту рельса относительно шпал в го­ризонтальной плоскости;

q, М, г – коэффициенты, получаемые при аппроксимации экспери­ментальных данных.

Аппроксимацию выполняли с помощью программы аппроксимации

функции вида R = q-<p+M-arcig— методом наименьших квадратов, напи-

г санной автором на языке программирования Delphi (приложение 2), ин­терфейс которой представлен на рис.12. Для этого необходимо данные по­лученных углов поворота и реактивных моментов сохранить в файлах Ex­cel.

Программа написана таким образом, что исходные данные для ап­проксимации должны сохраняться в файлах Excel, как показано на рис. 13.

После сохранения полученных экспериментальных данных запус­кают программу по аппроксимации этих данных рис. 12. В программе по аппроксимации с помощью функции «настройка» выбирают диапазон и шаг коэффициентов аппроксимации, причем чем меньше будет шаг и больше диапазон, тем точнее рассчитаются коэффициенты.

Полученные экспериментальные значения углов поворота сечения рельса относительно шпалы д> и соответствующие им поворотные момен­ты Лэ, прикладываемые к элементу рельса в испытательной установке приведены на графике (рис. 14)

На рис. 15 приведены результаты аппроксимации сопротивления по­вороту рельса относительно шпал в горизонтальной плоскости для скреп­ления ЖБР-65.

Полученные, в результате аппроксимации значения коэффициентов q, M, г приведены в табл. 5. Коэффициенты аппроксимации q, M, г для скреплений КБ, ЖБР, АРС

Тип скреп­ленияМомент затяж­ки клеммных болтов, Нм (по­зиция моноре­гулятора АРС)Коэффициенты, характеризующие прижатие скреплений
гЭпюра шпал, шт/км
200018401600
MqMqMq
КБ-65500,00030,4160,36814,720,3212,8
1000,00070,6420,20,588818,5840,51216,16
1500,00110,8823,80,809621,8960,70419,04
2000,00161,2227,81,122425,5760,97622,24
ЖБР-65500,00040,22700,202464,40,17656
1000,00040,31140,276104,880,2491,2
1500,00040,41370,368126,040,32109,6
2000,00040,841400,7728128,80,672112
АРС-410,00090,0970,08286,440,0725,6
20,00090,2212,50,202411,50,17610
30,0010,317,50,27616,10,2414
40,00110,3818,50,349617,020,30414,8
Табл. 5. Полученные, в результате аппроксимации значения коэффициентов q, M, г

При аппроксимации зависимости Л = следует учитывать важ­нейшее свойство функции ]{(<р) – ее нечетность, т.е. кососимметричность, в силу которой К{-ф) – -Я{<р). Аппроксимация по формуле (97) таким свой­ством обладает. Аппроксимация проводилась методом наименьших квад­ратов.

где Ф{(p-,M,q,r) – функция, зависящая от коэффициентов аппроксима­ции M,q,r при каждом значении q>\

R3 – сопротивление повороту рельса относительно шпал в горизон­тальной плоскости, полученное экспериментальным путем.

При достижении минимума функции (98), получаем оптимальные значения коэффициентов M,q,r. Для решения данной задачи автором, на языке программирования Delphi, была составлена программа по расчету коэффициентов аппроксимации трехпараметрической функции арктанген­са. С помощью этой программы были найдены коэффициенты M,q,r.

Выводы

  1. Проведенные эксперименты по определению зависимости угла поворота рельса относительно шпалы от крутящего момента, передаваемого на шпалу от рельса Я = Я(<р) показали влияние конструктивных особенностей скрепления и свойства их эксплуатации на сопротивляемость повороту рельса в горизонтальной плоскости.
  2. Разработанная программа для аппроксимации трехпараметри-
    ческой функции арктангенса вида у(<р) = д<р+Мам§— с использованием метода наименьших квадратов позволяет определить коэффициенты, применяемые в модели оценки устойчивости бесстыкового пути.

Список литературы

  1. Першин С.П., Методы расчета устойчивости температурно – напряженного пути и способы ее повышения. /Дисс. к-та техн. наук, М., 1959.
  2. Мищенко К.Н. Расчет устойчивости непрерывной рельсовой колеи под воздействием температурных сил//Труды МИИТ – 1932. Вып.21.
  3. Nemesdi Е. А. vaganiok kivetodesbiz tonsaganak szamitasa // Ьщяпщтн муыуещл яыуилщтшмуб 1958.
  4. Nemesdi Е. Berechnung waagrechte Gleisverfung nach neuen ungarischen Versuchen//ETR, №12, i960.
  5. Коган А.Я. Динамика пути и его взаимодействие с подвижным составом. – М.: Транспорт, 1997. 326 с.
  6. Коган А.Я., Полещук И.В. Взаимосвязь критической температур¬ной силы в рельсе с размерами неблагоприятной неровности // Вестник ВНИИЖТ, №7, 2000. С.3-7
  7. Коган А. Я., Грищенко В. А. Нелинейная устойчивость бесстыко¬вого пути в прямых участках при наихудших формах ненапряженной на¬чальной неровности // Вестник ВНИИЖТ. 1993. № 3. С. 20-45.
  8. Вериго М. Ф. Динамические модели устойчивости бесстыкового пути // Железные дороги мира. 1994. № 10. С. 3 – 9.