Цикл статей:
Глава 1 – Зависимость устойчивости бесстыкового пути от типов промежуточных рельсовых скреплений и условий их эксплуатации
Глава 4 – Определение критических параметров оценки устойчивости бесстыкового пути
Существующие методы расчета устойчивости бесстыкового пути предусматривают учет сопротивления повороту рельсов относительно шпал от угла поворота рельса. Однако функция, описывающая сопротивление повороту рельсов относительно шпал, учитываемая в чистом виде, в зависимости от различных свойств и конструкций промежуточных рельсовых скреплений, может существенно меняться. Далее представлен, разработанный А.Я. Коганом совместно с автором, метод оценки устойчивости бесстыкового пути под действием температурных сил с одновременным определением неблагоприятного сопротивления повороту рельсов относительно шпал в зависимости от угла поворота рельса.
Уравнение сжато-изогнутой рельсовой нити в прямом участке пути имеет вид [7]
где: $у=у(х) – поперечный сдвиг рельсовой плети; EI – изгибная жесткость рельса; f\(y) ~ функция, описывающая сопротивление поперечному перемещению рельсовой нити в зависимости от величины перемещения; /2‘(у’) – функция, описывающая сопротивление повороту рельсов относительно шпал в зависимости от угла поворота рельса; Р – продольная сила в рельсе; .Уо =;Уо(*) ” ордината начальной ненапряженной неровности рельсовой нити.
Функцию, описывающую сопротивление рельсовой нити поперечным деформациям можно представить в виде двухпараметрической обратной функцией тангенса, параметры которой, могут быть определены по аппроксимации экспериментальных данных [27]:
где В, Ь – коэффициенты характеризующие тип балласта, и степень уплотнения. В диссертационной работе Грищенко В.А. на соискание ученой степени доктора технических наук был проведен комплекс экспериментов по выявлению этих коэффициентов для различных типов балласта и степени его уплотнения. Функцию, описывающей сопротивление повороту рельсов относительно шпал в зависимости от угла поворота рельса, представим в виде трехпараметрической обратной функцией тангенса, параметры которой, могут быть определены также по аппроксимации экспериментальных данных [44]
где <7, М, г – коэффициенты, характеризующие тип промежуточного рельсового скрепления и степень прижатия скреплением рельса к подрель- совому основанию. Коэффициенты ц, М, г получают в результате аппроксимации экспериментальных данных. Методика эксперимента и определение коэффициентов приведены в следующей главе.
Тогда:
В процессе искривления рельсовой нити в горизонтальной плоскости происходит разрядка продольных сил, поэтому
где Р, – продольная сила, обусловленная изменением температуры рельсов относительно температуры закрепления плетей и принимаемая в дальнейшем за постоянную величину;
Г – продольная сила разрядки в плети при ее искривлении в горизонтальной плоскости.
Сила разрядки ) – удовлетворяет интегрально-дифференциальному уравнению [7]
где – погонное сопротивление продольному перемещению сечения рельса, зависящее от величины этого перемещения Г – площадь поперечного сечения рельса.
При малых продольных перемещениях функцию /з(С) можно считать линейной
ІЖ) = к £
где к – характеристика погонного сопротивления рельса,
В этом случае уравнение разрядки продольных сил после дифференцирования примет вид
С учетом ограниченности функции О(х) на интервале -со<х<сс решение полученного уравнения может быть записано с использованием функции Грина в следующем виде [15]:
С учетом выражений (57), (59), (60) и (61) уравнение (56) примет вид
Уравнение (62) описывает продольно-поперечный изгиб рельсовой нити под действием продольной температурной силы Р,. Для исследования устойчивости решения уравнения (62) дадим координате у малое возмущение д, в результате чего система будет совершать возмущенное движение, определяемое также уравнением (62) [46], [47]. На вариацию 3(х) наложим условие, при котором она обращалась бы в нуль в нулях функции у(х). Это требование соответствует наличию в системе равноудаленных друг от друга виртуальных шарниров, определяющих начальные условия для кривой изгиба. При соблюдении этого условия функции /, (у + 8) и /2(/ + 8′;у” + 8″) можно разложить в ряды Тейлора и, учитывая малость д, оставить два первых члена разложения
Функциями, удовлетворяющими уравнению (62) при соответствующем выборе формы начальной ненапряженной неровности уо(х) и описывающими низшую форму потери устойчивости, являются соответственно
Величины Си»в выражениях (69), (70) и (71) имеют конкретные значения и определяются условием достижения продольной температурной силой Р, критического значения Р1к.
Докажем высказанное положение и вычислим при этом значения критических параметров Р,к, С и oj, зависящих от размеров начальной ненапряженной неровности уо(х). Представим начальную ненапряженную неровность у0(х) в виде
Учитывая, что сила разрядки С(х) определяется нелинейным членом и на порядок меньше продольной температурной силы Р,, в последнем члене левой части полученного равенства можно пренебречь влиянием гармоник разложения (72), так как их учет дает уточнение второго порядка малости. Таким образом, окончательно получим следующее уравнение, связывающее параметры напряженной и ненапряженной неровностей:
Теперь разложим четные нелинейные функции Barctg—COS,в и
Приравнивая коэффициенты при соб^, получим следующее уравнение, связывающее параметры неровностей для низшей формы изгиба
Точно так же, подставляя (76) и (75) в (74) и приравнивая коэффициенты при cos кб (к=2,3,…), можно получить выражения для величин С0к:
Последний член в выражении для С0з обусловлен учетом разрядки продольных сил в рельсовых плетях.
Таким образом, при начальной ненапряженной неровности, имеющей вид разложения (71) с коэффициентами С0к,определяемыми условиями (78) и (79), решение (69) удовлетворяет нелинейному интегрально- дифференциальному уравнению (62).
Практически коэффициенты Сок (к = 2,3,…) весьма малы, так что с достаточной точностью начальную ненапряженную неровность для рассматриваемого неблагоприятного расчетного случая можно считать коси- нусоидной у0 (х) = С0 COS (ОХ .
Здесь и далее для упрощения записи принято Сщ = Со.
Вернемся к рассмотрению уравнения в вариациях (68), определяющего устойчивость решения (69).
Разложим нелинейные функции в уравнении (68) в ряд Фурье. Используя (69) и учитывая, что функции цг{у),4(у’) четные и имеют период л, получим
Коэффициенты по прежнему определяются формулой (76)
Подставляя (69), (71), (79) и (80) в (68) и пренебрегая влиянием гармоник в члене, учитывающем разрядку продольных сил, порождающих величины второго порядка малости, получим
Решение уравнения (80) с учетом требования обращения его в нуль в нулях функции у(х) будем искать в виде
Подставляя (82) в уравнение (81), произведя умножение тригонометрических функций и интегрирование и приравнивая коэффициенты при одинаковых соъкюх, получим бесконечную систему нелинейных однородных уравнений относительно Ск- Группируя члены, запишем эти уравнения так:
Элементы трех центральных диагоналей определителя, стоящего в левой части уравнения (84), имеют вид
Уравнение (84) по внешнему виду схоже с уравнением критических частот для уравнения Матье – Хилла [48] и решается методом последовательных приближений. В первом приближении можно пренебречь влиянием гармоник и удержать в определителе диагональные члены. Таким образом, в первом приближении соотношение критических параметров можно определить из выражений
Для низшей формы изгиба (к=1) уравнение (86) принимает вид
Величину /у можно назвать приведенным моментом инерции рельса, учитывающим разрядку продольных сил в нем.
Поскольку находится периодическое решение (71), величина со в уравнении (87) должна быть действительной и положительной при минимальном значении продольной температурной силы Рт. Это требование приводит к выражениям
Уравнения (89), (90) и (78) совместно с выражением (88) определяют при заданной амплитуде начальной ненапряженной неровности Со=Со/ длину неровности Ь=2ж/со, амплитуду напряженной неровности С и критическую температурную силу Р,*.
Для решения системы (91) может быть использован метод итераций, основанный на том, что второе слагаемое в выражении для приведенного момента инерции (88) на порядок меньше первого.
Для кривого участка пути при перемещении рельсовой нити во внешнюю сторону кривой, в ней возникают относительные продольные удлинения.
На практике невозможно разделить ненапряженную и напряженную (силовую) неровности. В эксплуатации, возможно замерить только их сумму, бытовую неровность Сб = С0 + С. Система трансцендентных уравнений для кривого участка будет выглядеть так
При проведении расчетов по формулам (93) следует проверять соблюдение условия
При несоблюдении условия (94) полностью исчерпывается несущая способность пути в поперечном горизонтальном направлении, и рельсы начинают интенсивно перемещаться в наружную сторону кривой (без выброса).
Значения коэффициентов М, ц и г, входящих в систему уравнений (93), определяются аппроксимацией экспериментальных данных, зависят от конструкции промежуточных рельсовых скреплений и степени прижатия рельса к подрельсовому основанию.
Алгоритм решения системы (93) строится следующим образом. Задаются в первом приближении значением критической продольной силы, например Р1к = 2 -103 кН, и решают первые три уравнения системы (93), при раз
личных значениях переменной С. Во втором приближении расчет ведут с учетом полученного в первом приближении значения критической продольной силы Р1к. Для получения практически точного результата достаточно проведения трех итераций для каждого значения аргумента С.
Выводы
- На основе анализа метода дифференциальных уравнений равновесия автором была дополнена и уточнена физико-математическая модель расчета оценки устойчивости бесстыкового пути.
- Функция, описывающая сопротивление повороту рельсов относительно шпал в зависимости от угла поворота рельса, представлена в виде трехпараметрической обратной функцией тангенса, параметры которой, могут быть определены также по аппроксимации экспериментальных данных. То есть для расчета устойчивости необходимо выполнить комплекс экспериментальных исследований по определению сопротивления скрепления повороту рельса относительно шпалы в горизонтальной плоскости и сопротивления рельсовой нити поперечным деформациям.
- Представленная модель позволяет выполнить расчет по оценке ус-тойчивости бесстыкового пути для конструкции пути с различными типами промежуточных рельсовых скреплений и различными условиями их эксплуатации.
Список литературы
- Новакович В. И. Бесстыковой железнодорожный путь с рельсовыми плетями неограниченной длины. Львов: Вища школа, 1984. 99 с.
- Игнятич Д. Определение критической силы, деформирующей бес-стыковой путь// Вестник ВНИИЖТ. 1965. № 8. С. 7 – 11.
- Ignjalic D. Osnove za komjutersko prognoziranje temperature I mesta nastanka katastrofalnt deformacije neprekinetog koloseka u zavistnosti jdstcena jderzavanja u eksploataciji. Tehnika, 37, №12,1982ю рю1823-1828,1841.
- Коган А.Я., Грищенко В.А., Косенюк В.К. Устойчивость бессты¬кового пути при температурном воздействии // Обеспечение надежности и эффективности бесстыкового пути в сложных условиях эксплуатации. Новосибирск: 1991. С. 5-15.
- Вериго М.Ф. Новые методы в установлении норм устройства и со-держания бесстыкового пути / ВНИИЖТ.- М: Интекст, 2000. 184 с.
- Вериго М.Ф. Проблема угона пути в современной путейской нау- ке//Ж.д. мира, №2, 1998.
- Вериго М.Ф. Расчеты пути. Их прошлое, настоящее и будущее//Путь и путевое хозяйство. №8,1997.
- Вериго М.Ф. Расширение сферы применения бесстыкового пути//Ж.д. мира, №6, 1996, С.49-53.
- Вериго M. Ф. Создание нормативной базы для повышения устойчивости бесстыкового пути и расширения его применения // Железные дороги мира, N6, 1996. С.41-49
- Вериго М. Ф. Технические указания нуждаются в принципиальной переработке // Путь и путевое хозяйство. №11,1997.
- Вериго М. Ф., Коган А. Я. Взаимодействие пути и подвижного со¬става. М.: Транспорт, 1986. 559 с.
- Александров А. В. Исследование перемещений и усилий при изги¬бе пластины методом конечных разностей: Учеб. пособие. – М., 1978. – 44с.
- Александров А. В. Решение плоской задачи теории упругости ме¬тодом конечных разностей: Учеб. пособие. -М.: 1979. -22с.
- Галлагер Р. Метод конечных элементов: Пер. с англ./Под ред. Н.В. Банинчука. – М.:Мир, 1984. – 428 с.
- Сегерлинд JI. Применение метода конечных элементов. – М., Мир, 1979.-392 с.