Top.Mail.Ru

Технико – экономическое обоснование предполагаемых мероприятий по повышению уровня путевой безопасности на промышленном железнодорожном транспорте

Технико – экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по повышению уровня путевой безопасности на промышленном железнодорожном транспорте

Перестройка экономики и политики страны, отказ от централизованного планирования определяют необходимость переосмысления методологии определения экономической эффективности и . целесообразности тех или иных мероприятий, разработки практических методов экономических обоснований с учетом новых условий хозяйствования, экономической самостоятельности предприятий.

В современных экономических условиях безопасность перевозок есть во многом категория экономическая. При этом совершенно очевидно, что определение наиболее рационального соотношения между дополнительными затратами на повышение уровня путевой безопасности и снижения ущерба от нарушений путевой безопасности есть задача оптимизации. Приемлемым вариантом мероприятий является тот, при котором экономический эквивалент ущерба равен затратам на уменьшение количества нарушений путевой безопасности.

Условия, в которых принимаются решения по обеспечению путевой безопасности, характеризуются высокой степенью неопределенности. Неопределенность присуща в основном из-за:

  • точки зрения мотивации лица принимающего решение (как правило интуитивные – основанные на основе ощущения, что оно правильное);
  • степени влияния внешней среды;
  • неполноты информации;

В настоящее время трудно сказать какой тип неопределенности имеет большее влияние на процесс принятия решения. Они взаимосвязаны и неразделимы.

Для повышения качества принимаемых решений предлагается система управления путевой безопасностью.

Система управления путевой безопасностью подразумевает осуществление определенных процессов, обеспечивающих принятие решения на определенном этапе на основе количественной оценки состояния путевой безопасности и анализа эффективности предполагаемых и выполненных мероприятий.

Однако решение вопросов, связанных с предоставлением информации лицу или органу, принимающему решение, не может полностью исключить появления новых факторов или случайных событий, оказывающих воздействие на состояние путевой безопасности.

Принятие управленческого, хозяйственного и технического решения без обстоятельного анализа и оценки качественных и экономических показателей состояния путевой безопасности, анализа эффективности предполагаемых и выполненных мероприятий в современных условиях невозможно.

Для анализа состояния путевой безопасности предложены критерии, которые приведены в разделе 3.3 данной диссертации.

При проведении процедуры анализа опасности нарушений путевой безопасности предложено использовать вторую составляющую – экономическую.

Для выработки рекомендаций и приоритетности мер безопасности необходимо определение параметров критичности. Для этого используем применительно к промышленному железнодорожному транспорту матрицу «вероятность – тяжесть последствий» [6], (Табл. 29)

Таблица 29. Матрица «вероятность – тяжесть последствий».

В таблице применены следующие обозначения:

  • А, В, С, Д – ранг критичности;
  • Б – частота нарушений путевой безопасности (Р„0рм> Рд, Ркр – соответственно: нормативная, допустимая, критическая).

Частота нарушений путевой безопасности Р„орм, Рд, устанавливается Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Ркр – принимается собственником предприятия.

Приведенные критерии могут применяться при ранжировании опасности и определении степени риска. В этом случае ранг А соответствует наиболее высокой (неприемлемой)степени риска, требующей незамедлительных мер по обеспечению путевой безопасности (обязателен детальный анализ риска, требуются особые меры по обеспечению путевой безопасности для снижения степени риска); при ранге В – желателен детальный анализ риска и принятие мер по обеспечению путевой безопасности ; при ранге С – рекомендуется проведение анализа риска и принятие мер по обеспечению путевой безопасности (можно ограничится качественным анализом); ранг Д соответствует наиболее безопасным условиям, при котором анализ и принятие мер по повышению уровня путевой безопасности не требуется.

Одним из важных элементов работы, проводимой при анализе риска, является оценка степени риска – процесс выработки суждения, выносимого по результатам анализа риска, для определения, приемлем ли риск. Приемлемость риска определяется исходя из состояния путевой безопасности в определенное время, экономических возможностей предприятия и требований надзорных органов. При анализе приемлемости риска предлагается рассматривать три зоны:

  1. – зона допустимого риска (безусловно приемлемого риска);
  2. – зона критического риска (практически достижимого уровня риска);
  3. – зона катастрофического риска (неприемлемого риска).

Тяжесть последствий нарушений путевой безопасности можно оценить по формуле:

Где: К, А. Б – количество крушений, аварий и браков соответственно за рассматриваемый период;

Шк, шА> Шб~ ущерб от крушений, аварий и браков соответственно;

М – ущерб от нарушений путевой безопасности.

С целью повышения уровня путевой безопасности для обеспечения бесперебойности перевозочного процесса необходимо не только привлечение обоснованных инвестиционных ресурсов, но и оценка эффективности инвестиций.

При рассмотрении нескольких возможных мероприятий наиболее эффективным будет то, при котором затраты окажутся минимальными. С целью наиболее рационального использования средств необходимо соблюдать очередность выполнения мероприятий в соответствии с их приоритетами (рангами), так как на каждом этапе будет достигаться минимум потерь.

Для оценки эффективности мероприятий по снижению ущерба от нарушений путевой безопасности используем соответствующий критерий [7], который определяется по формуле:

Из выражения формулы следует, что 1-ое мероприятие следует проводить, если Э^О. Выполнение этого неравенства означает, что в результате выполнения данного мероприятия или этапа имеет место снижение величины ущерба в среднем большее, чем затраты на проведение мероприятия. Чем больше Э^ тем выше эффективность ьго мероприятия.

Оценку эффективности функционирования системы управления путевой безопасностью можно проводить с помощью коэффициента по формуле:

Где: Уо, У^ – уровень путевой безопасности соответственно до проведения и после проведения мероприятия;

ус – коэффициент эффективности функционирования системы управления путевой безопасностью.

Приведенные показатели можно использовать для оценки эффективности реализации инвестиционных проектов, когда реализация происходит в течении отчетного периода.

Оценка экономической эффективности проектов, рассчитанных на длительный период, осуществляется путем их дисконтирования – процедуры приведения денежных потоков к единому моменту времени.

Для анализа инвестиционных проектов могут использоваться следующие динамические методы оценки экономической эффективности, основанные на дисконтировании денежных потоков.

Метод текущей стоимости основан на определении чистого дисконтированного дохода:

¿Г (1 + £)’ к О+£)’                            

Где: — инвестиционные издержки, производимые в процессе реализации проекта за весь инвестиционный период;

(Ям – ЯО – величина, на которую уменьшен ущерб в отдельные отчетные периоды;

\. – момент времени;

Т – инвестиционный период;

Е – ставка дисконта.

Положительное значение ЧДД свидетельствует о целесообразности принятия решения и финансировании и реализации проекта, а при сравнении альтернативных вариантов вложений экономически выгодным считается вариант с наибольшей величиной чистого дисконтированного дохода.

Индекс доходности определяется как относительный показатель, характеризующий соотношение дисконтированных денежных потоков к величине начальных инвестиций в проект:

(^/-1 — Яр)-с, р, = “° (1С+£У;                                                   (5.6)

Где: /’/-индекс доходности; С – величина начальных инвестиций в проект.

Проект считается экономически привлекательным при условии, что Л>1.

В противном случае, если />, < 1, проект следует отклонить. При наличии выбора нескольких привлекательных инвестиционных проектов и при отсутствии необходимых денежных ресурсов необходимо решить задачу оптимального размещения инвестиций.

Для этого необходимо рассчитать индекс возможных потерь, характеризующий относительную потерю ЧДД в случае, если проект будет отсрочен на год.

Предложенная система управления путевой безопасностью была реализована на Кузметкомбинате,

В качестве примера приведем расчеты оценки эффективности разработанного и выбранного варианта мероприятий — по снижению количества нарушений путевой безопасности из-за отклонений по уровню, а также по оценке эффективности двух предложенных вариантов по снижению уровня аварийности из-за уширения пути на предстоящий период.

  1. Для решения этих вопросов было предложено: приобрести выправочно-подбивочно-рихтовочную машину ВПРС-10 взамен малопроизводительных машин ШПМ-02. Экономически был обоснован вариант приобретения машины ВПРС-10 и замена применявшегося комплекса машин, состоявшего из 2 единиц (ПРМ и ШПМ-02).
  2. Оценить два варианта предлагаемых мер:
  3. увеличить объем капитального ремонта пути на участках с кривыми малого радиуса (существующее положение);
  4. произвести усиление конструкции верхнего строения пути в кривых малого радиуса (предлагаемый вариант).

В первом случае машина ВПРС-10 была приобретена в сентябре 1996 г. Норма амортизации составляет 6,7 %. В 1997 г. машина была пущена в работу и стоимость ее составила в деноминированных ценах 1193000 рубля.

2 машины ШПМ-02 были списаны и отправлены на металлолом. Вес каждой составлял 15,3 т.

В качестве налоговых платежей были рассчитаны: в соответствии с методикой – налог на имущество в размере 2 % и налог на прибыль в размере 24%.

Расчет потока реальных денег приведен в табл. 30.

Накопленный ЧДД становится положительным на 7-ой год реализации мероприятия.

Это подтверждает целесообразность экономической оценки при выборе вариантов, а также принятого и реализованного проекта по приобретению и пуску в работу выправочно – подбивочно – рихтовочной машины ВПРС-10 для снижения количества нарушений путевой безопасности из-за отклонений параметров пути по уровню.

Во втором случае – рассмотрим техническое состояние по вариантам.

Вариант № 1 (существующее положение).

Протяженность кривых радиусом до 150 м составляет 24,3 км. На этих участках проводится дополнительный объем капитального ремонта 0,728 км стоимостью 3341784 руб.

Наименование показателяВеличина показателя по шагам расчета
1997199819992000200120022003
12345678
1. Результаты инвестиционной деятельности-1186268      
1.1. Капитальные вложения-1193000      
1.2. Возвратные суммы6732      
2. Результаты операционной деятельности160749207948163947264345296344305542314741
2.1. Эксплуатационные расходы23386233862338623386233862338623386
2.2. «Экономия» – величина снижения ущерба240000300000240000370000410000420000430000
2.3. Амортизация79931799317993179931799317993179931
2.4. Налоги55865686665266782269902709107291873
3. Поток для проекта в целом-1025519207948163947264345296344305542314741
4. Коэффициент дисконтирования1.00,9090,8260,7510,6830,6210,564
5. ЧДД-1025519189025135420198523202403189742177514
6. Накопленный ЧДД-1025519-836494-701074-502551-300148-11040667108
Таблица потока реальных денег проведенного мероприятия, Где: ЧДД – чистый дисконтированный доход

На основе анализа динамики нарушений путевой безопасности за предыдущие 6 лет рассчитано прогнозное количество нарушений путевой безопасности, которое составило: 2004 – 41, 2005 – 34, 2006 – 28, 2007 – 21, 2008-14, 2009-8, 2010-1.

Материалы верхнего строения пути, полученные после демонтажа дополнительного объема ремонта, используются повторно при текущем содержании пути. Расчет потока реальных денег приведен в табл. 31.

Вариант № 2 (предлагаемое мероприятие).

Предлагается провести работы по усилению конструкции верхнего строения пути в кривых радиусом до 150 м.

Установка на деревянных шпалах усиленного клеммно – шурупного скрепления позволит достичь долговременной стабильности рельсовой колеи. Мероприятие рассчитано на выполнение в течение 10 лет. Стоимость изготовления и установки скрепления составляет 859200 руб.

Экономия достигается за счет снижения эксплуатационных расходов на усиленных участках и ущерба от нарушений путевой безопасности.

Уровень налогообложения принят в размере 24 %.

Расчет потока реальных денег по предлагаемому мероприятию приведен в табл. 32.

Анализ табл. 31 показывает, что суммарный ЧДЦ имеет отрицательное значение и возрастает, несмотря на снижение аварийности. Это означает, что инвестиции для проведения дополнительного объема ремонта пути не оправданы и не окупаются.

В отличии от существующего положения, вариант № 2 – усиления кривых, является эффективным, так как суммарный ЧДЦ становится положительным на 7 год проведения работ. Значит инвестиции в данный проект оправданы и окупаются.

Аналогично рассмотренным примерам, на Кузметкомбинате для снижения аварийности по параметрам пути, при непосредственном участии автора были выполнены процедуры выбора экономически обоснованных вариантов, а также оценка эффективности их выполнения по следующим мероприятиям:

  • детальный анализ нарушений путевой безопасности с их ранжированием по причинам и участкам, с целью определения первоочередных мероприятий в условиях дефицита путевых материалов и трудовых ресурсов;
  • ограничение сферы обращения подвижного состава в соответствии с их характеристиками;
  • изменения путевой схемы и профиля на отдельных участках с целью снижения грузонапряженности на них;
  • повышение прочности и надежности верхнего строения пути и стрелочных переводов на отдельных участках комбината;
  • машинизация капитального ремонта пути и создание производственной базы для его обеспечения;
  • изменения и совершенствования организационной структуры подразделений путевого хозяйства;
  • приведение объемов ремонта в соответствии с технической потребностью;
  • корректировка объемов ремонта пути и стрелочных переводов в соответствии с результатами анализа аварийности;
  • временное усиление надзора за состоянием параметров пути путем введения должности оператора путевых измерений;
  • решение социальных вопросов, связанных со стабилизацией кадрового состава дорожных мастеров и начальников участков;
  • перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с изменяющимися условиями;
  • машинизация работ по выправке пути;
  • с целью минимизации ущерба при восстановлении работоспособности путевых сооружений повышен уровень руководства за счет введения должности мастера и обеспечение бригады машинами и механизмами;
  • участие в работах, связанных с модернизацией конструкций верхнего строения пути.

Использование системы управления путевой безопасностью позволило за счет выполнения наиболее эффективных мероприятий снизить количество нарушений путевой безопасности по абсолютным показателям в 10 раз за период с 1979 по 2002 годы.

Таблица потока реальных денег (вариант №1, существующее положение):

Выводы

  1. Предложена переработанная матрица «вероятность – тяжесть последствий» применительно к условиям промышленных железных дорог.
  2. Предложена методика анализа и оценки эффективности разрабатываемых и проведенных мероприятий.
  3. Приведен конкретный пример расчета эффективности функционирования системы при реализации выбранных мероприятий.
  4. Использование предложенной системы управления путевой безопасностью позволило принимать к реализации наиболее эффективные мероприятия и снизить количество нарушений путевой безопасности на Кузметкомбинате в 10 раз за период с 1979 по 2002 гг.

Список литературы

  1. Мудраченко С.В., Родионов А.В., Родионов Р.А.Железнодорожная безопасность. – М.: Ариэль, 2003.
  2. Материалы научно — практической конференции «Научные проблемы технического прогресса и технического перевооружения железнодорожного транспорта в современных условиях ВНИИЖТ – 85». – М.: ООО «Интекст», 2003.
  3. Митрофанов П.И. Краткое описание генерального плана путей сообщения грузовых потоков Кузнецкого металлургического завода. Кузнецкстрой № 4 – 07.06.1933 г. Орган отделения ВАРНИТСО на Кузнецкстрое, 1933.
  4. Программа мероприятий по повышению безопасности перевозок на промышленном транспорте на 2000 – 2003 гг. (Утв. Первым заместителем Министра транспорта РФ А.П. Насоновым). Москва, 1999.
  5. Определение сроков службы элементов верхнего строения пути с учетом рациональных типов конструкций различных железнодорожных путей предприятий Минчермета СССР: Отчет о НИИР (оконч.). ЛИИЖТ. – Руководитель В.Ф. Яковлев. – № 75032631. – Л., 1979 – 246 е.: ил.
  6. Амелин C.B., Дановский Л.М. // Путь и путевое хозяйство. – М. Транспорт. – 1972 – 213 с.
  7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. – М. Экономика. – 2000 – 422 с.