⟦Тормозной башмак⟧
устройство, вес и неисправности

Тормозной башмак — приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного и несанкционированного движения (ухода). Важно отметить, что тормозной башмак работает в совместно с другими тормозными системами на поезде, такими как пневматический и электродинамический тормоза, чтобы обеспечить эффективное и безопасное торможение в различных условиях эксплуатации.

Тормозной башмак обычно изготавливается из специальных тормозных материалов, таких как фрикционные составы, которые обеспечивают хорошие тормозные характеристики и стабильную работу в различных погодных условиях. Важным аспектом является поддержание тормозных башмаков в хорошем состоянии и регулярное их обслуживание, чтобы гарантировать надежную и безопасную работу при эксплуатации.

Меню страницы:

Тормозной башмак

Существуют различные типы тормозных башмаков, такие как пластинчатые и блоковые тормозные башмаки, каждый из которых имеет свои особенности и применение в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Отбор и установка подходящего типа тормозного башмака зависит от множества факторов, таких как тип подвижного состава, скорость движения, грузоподъемность и технические характеристики рельсов.

Имеются также специальные тормозные башмаки, разработанные для использования в условиях особо суровых климатических условий, таких как экстремальные холода или высокие температуры. Эти тормозные башмаки обладают усиленными характеристиками и специальными тормозными материалами, спроектированными для надежного торможения даже в экстремальных условиях.

⟦Устройство тормозного башмака⟧

Весь принцип действия тормозного башмака сводится к элементарной физики, где заменяется сила трения при перекате, на силу трения при скольжении. В следствии чего происходит торможение, так как колесная пара прекращает свое вращение во круг оси. Скорость движения состава (вагона) при парковке должна быть очень низкой, так как может произойти заскок колеса на башмак, что естественно приведет устройство. При маневре на низких скоростях, парковка может сопровождаться юзом (скольжением) тормозного башмака, но это нормальное явление и длина юза может быть разной в зависимости от: износа поверхностей трения, массы вагона, осевой нагрузки вагона, скорости входа вагонов на башмак, погодных условий.

Тормозной башмак состоит из: подошвы, опорной колодки с ручкой, крепления головки к подошве.

Тормозной башмак состоит из: подошвы, опорной колодки с ручкой, крепления головки к подошве.

Тормозной башмак используется: на сортировочных (горочных) путях, сортировочных станций (парков) и на станционных и подъездных путях.

Для укладки используется: специальная вилка, с помощью которой обеспечивается безопасность работы.

Башмакосбрасыватель

Башмакосбрасыватель

Выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка.

⟦Маркировка и требования⟧

Каждый эксплуатируемый тормозной башмак должен иметь маркировку (клеймение), которая наносится специальными клеймами на верхнюю горизонтальную поверхность полоза тормозного башмака на расстоянии не более 70 мм от опорной колодки, и инвентарный номер, который наносится белой масляной краской на боковую или торцевую поверхность корпуса колодки. Эксплуатация немаркированных тормозных башмаков запрещается.

Башмаки являются инвентарём особого учёта и хранятся строго в отведённых местах.

Требования к маркировке

На станциях с одним парком железнодорожных путей, с использованием четырехзначного кода станции по единой сетевой разметке и инвентарного номера тормозного башмака, начиная с единицы;

На станциях, имеющих два и более парка железнодорожных путей, по следующей схеме:

маркировка тормозного башмака

0000 – четыре цифры кода станции по единой сетевой разметке;

0 – номер или начальная буква наименования парка;

00 – номер тормозного башмака для парка или маневрового района.

В местах хранения тормозных башмаков на локомотивах и других единицах подвижного состава вывешиваются инвентарные описи с указанием количества, места хранения тормозных башмаков и их инвентарных номеров, а также должностей и фамилий работников, ответственных за их сохранность.

Окраска тормозного башмака

Тормозные башмаки, должны иметь яркую окраску, три поперечные полосы белого, желтого или оранжевого цвета на полозе, нанесенные стойкой к внешним воздействиям краской на горизонтальную плоскость и оба борта полоза башмака. Тормозные башмаки, используемые для торможения вагонов при расформировании составов поездов на сортировочных горках и вытяжных путях станций, не окрашиваются.

⟦Инструкция⟧

Главное что нужно соблюдать при работе это инструкции по безопасности, которые позволят сократить к минимум нанесение вреду человеческому здоровью. При закреплении вагонов запрещается устанавливать тормозные башмаки:

  • На рельсовый стык, если он не сварен, или ближе 1 м от стыка;
  • Перед крестовиной стрелочного перевода;
  • На рамный рельс стрелочного перевода, к которому прижат остряк;
  • На наружный рельс кривой;
  • Между колесными парами тележек вагонов;
  • Нельзя укладывать более одного башмака под одну и ту же вагонную ось;
  • Нельзя закреплять состава не под последний (крайний) вагон.

⟦Виды тормозных башмаков⟧

Тормозные башмаки представлены двумя основными видами: накаточные и горочные. Но на современных железных дорогах используются и другие устройства торможения. Все они просто так или иначе улучшают функциональные качества обычного башмака и автоматизируют рабочий процесс, тем самым убирая лишний физический труд при работе с вагонами.

⟦Купить тормозные башмаки⟧

⟦Неисправность тормозного башмака⟧

За счет постоянного воздействия на тормозной башмак со стороны вагона, давление массы и стирание при юзе. Он очень быстро подвергается износу и требует постоянного контроля на техническую пригодность. Срыв вагона может повлечь к гибели людей, что требует при проверки неисправностей ТБ определенных инструкций по безопасности.

Не допускается использовать в случае следующих поломок:

  • С заледенелым и замасленным полозом;
  • Лопнувшая тормозная колодка;
  • Отсутствие или частичная поломка опорной пластины;
  • Изогнутое и неровное основание;
  • Носок подошвы лопнут, изогнут или на нем есть трещина;
  • Крепление тормозной колодки к основанию ослабло;
  • Рукоять отсутствует или находиться в или поврежденном состоянии.

Так же к неисправностям можно отнести: отсутствует маркировка (клеймение) тормозного башмака; лопнувшая головка; покоробленная и изогнутая подошва; лопнувший, надломленный, расплющенный или изогнутый носок подошвы; ослаблено крепление головки с подошвой; отсутствует, изогнута или надломлена ручка; повреждены или значительно изношены борта подошвы; замазученость, наледь.

Где купить тормозной башмак?

Если вы хотите получить прайс сразу от российских поставщиков запчастей для ЖД вагонов. То просто напишите свой Email адрес и мы пришлем вам свежие прайс листы.

⟦Вопросы про тормозной башмак⟧

Где нельзя укладывать тормозные башмаки

Непосредственно перед рельсовым стыком (1м и менее) и на рельсовом стыке ( если он не сварен ). Перед крестовиной стрелочного перевода. На рамный рельс стрелочного перевода. На наружный рельс кривой.

Из чего состоит тормозной башмак

Тормозной башмак состоит из: подошвы, опорной колодки с ручкой, крепления головки к подошве.

Что такое журнал учета тормозных башмаков

Журнал необходим для соблюдения маркировки у чета хранения, а так же для фиксация списания при неисправности. Его можно вести в произвольной и удобной форме, определенных стандартов нет, но есть основные графы:

  1. № п/п
  2. Клеймо
  3. Дата поступления
  4. Откуда поступил
  5. Примечание
  6. Кому выдан
  7. Время выдачи
  8. Расписка в получении
  9. Кем выдан

⟦Видео⟧