Для перевозки продукции в газообразном и жидком виде используются автоцистерны и танк-контейнеры. Цистерны, помещенные в жесткий каркас, — более удобная тара, так как при перегрузке с одного вида транспорта на другой не требуется сливать содержимое.
Технические характеристики цистерн-контейнеров
Танк-контейнеры разработаны для всех видов грузов, находящихся в жидком и газообразном состоянии, поэтому в них можно перевозить:
- пищевые продукты;
- горюче-смазочные материалы;
- химически опасные вещества;
- растворители;
- технические жидкости.
Цистерны железнодорожные отличаются от танк-контейнеров тем, что они не подходят для мультимодальных перевозок, так как требуется специальное оборудование. Последние перегружаются с помощью обычного крана и имеют стандартизированные размеры. Для изготовления емкостей используются различные марки стали. Толщина стенок зависит от особенностей содержимого.
Виды танк-контейнеров
Цистерны-контейнеры в зависимости от назначения маркируются следующим образом:
- IMO 0. Предназначены для пищевых продуктов: неконцентрированные соки, масла, молоко. Разгрузка происходит при атмосферном давлении. Может быть предусмотрен подогрев или теплоизоляция.
- IMO 2. Транспортируются химически неагрессивные грузы, а также пищевые продукты. Предусматривают систему нижнего слива. Некоторые модели имеют подогрев и теплоизоляцию.
- IMO 1. Перевозятся опасные химические вещества: бытовая химия, щелочи, кислоты, нефтепродукты. Некоторые грузы требуют создания повышенного давления. Предусматривают верхний слив. Цистерны IMO 1 допускается применять для перевозки категорий грузов IMO 2, однако обратная замена не разрешается.
- IMO 5. Применяются для транспортировки легко-воспламеняемых и сжиженных газов. Цистерны рассчитаны на давление более 7 атмосфер и имеют узкоспециализированное назначение, поэтому в них запрещено перевозить другие виды грузов.
Увеличенные танк-контейнеры SWAP
Некоторые перевозчики предъявляют особые требования к таре, поэтому модели танк-контейнеров в стандартном исполнении им не подходят. Альтернативой стандартным вариантам служат SWAP BODY контейнеры, которые имеют обтекаемую форму каркаса.
Такое техническое решение позволяет уменьшить объем пустот между рамой и цистерной. Внутренний объем емкости больше, чем у стандартной цистерны, поэтому КПД мультимодальных перевозок повышается. В них перевозят те же категории грузов, что и в ISO танк-контейнерах.
У перевозчиков пользуются популярностью модели SWAP 30000, SWAP 31000 и SWAP 35000, которые имеют объем 30, 31 и 35 м3 соответственно. Давление внутри емкости может достигать 3 бар.
Танк-контейнеры для наливных грузов
Конструкция цистерн-контейнеров дает множество преимуществ при организации мультимодальных перевозок наливных грузов:
- использование высококачественных марок позволяет строить цистерны для всех видов грузов;
- наличие теплоизоляционного слоя дает возможность поддерживать температуру, предусмотренную технологией перевозки;
- система подогрева позволяет транспортировать вязкие и застывающие жидкости;
- верхняя загрузка жидкостей упрощает операции с грузом;
- продуманная система клапанов обеспечивает высокий уровень безопасности перевозок;
- обеспечивается полная герметичность емкости за счет использования специальных затворов;
- температура содержимого контролируется в непрерывном режиме.
Основная проблема автоцистерн — необходимость использования сложного оборудования при выгрузке и загрузке. Она решается путем использования танк-контейнеров, которые позволяют достичь экономии до 30%. Кроме этого, их обслуживание обходится дешевле, чем обслуживание автоцистерн.