Ресурсное обеспечение ремонтов и текущего содержания пути в течение жизненного цикла

Анализ объемов выполнения ремонтов пути на опытных участках Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры

При прогнозировании сроков службы и оценки стоимости жизненного цикла конструкций пути использованы основные нормативные документы, регламентирующие техническое обслуживание и ремонты (ТО и Р) пути: «Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД» и «Технические условия на работы по реконструкции и ремонту железнодорожного пути», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 19 января 2018 г. № 101р.
Использованы и другие нормативные документы, которые применяются при проектировании и организации работ по реконструкции и ремонтам пути.
Система ведения путевого хозяйства основана на классификации линий и путей в зависимости от грузонапряженности и установленных скоростей движения поездов.
Наименование и кодирование видов восстановительных работ, классификация которых осуществляется в соответствии с требованиями, методических указаний по бухгалтерскому и налоговому учету затрат на восстановление объектов основных средств ОАО «РЖД», устанавливается Техническими условиями.
Наименование и коды основных восстановительных работ, используемых в данной работе:

  • капитальный ремонт 1 уровня – усиленный капитальный ремонт пути (код – УК);
  • капитальный ремонт 2 уровня – капитальный ремонт пути на старогодных материалах (код – КС);
  • капитальный ремонт 3 уровня – сплошная замена рельсов в период между капитальными ремонтами бесстыкового пути на участках с грузонапряженностью более 50 млн ткм брутто/км в год, сопровождаемая работами в объемах среднего ремонта пути (код – РС);
  • сплошная смена рельсов и металлических частей стрелочных переводов (код – РИ);
  • средний ремонт пути (код – С);
  • планово-предупредительный ремонт пути (код – В);
  • шлифовка рельсов (код – Ш).

Реконструкция железнодорожного пути назначается в рамках действующего законодательства, в случае, когда выполнение путевых работ влечет изменение проектной максимальной нагрузки на ось, а также когда при выполнении работ требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранных зон.

Виды и перечень работ, выполняемых при ремонте железнодорожного пути определяются проектной документацией.
При усиленном капитальном ремонте железнодорожного пути выполняется полная замена изношенной рельсошпальной решетки новой, более современной и долговечной, обновление балластного слоя, устранение деформаций земляного полотна, восстановление водопропускной способности водоотводов, что увеличивает нормативный срок эксплуатации объекта, зафиксированный в технической документации на объект основных средств. Реализация проектов усиленного капитального ремонта выполняется из инвестиционных средств, затраты капитализируются и увеличивают первоначальную стоимость объектов основных средств.
Виды ремонтов и периодичность их выполнения в течении жизненного цикла пути определяются ремонтными схемами в зависимости от классификации и специализации линии, а также класса, группы и подгруппы пути.
Работы по текущему содержанию пути проводятся в течение всего жизненного цикла пути в промежутках между ремонтами. Организация работ по текущему содержанию пути осуществляется с использованием участковой системы.
Среднесетевые нормы периодичности ремонтов пути, приведенные в Положении, установлены с учетом эксплуатации в пути термоупрочненных рельсов Р65 категорий Т1 и ОТ.
Значения нормативных ресурсов приведены для путей 1 и 2 классов с учетом использования новых термоупрочненных рельсов категорий Т1 и ОТ, упругих промежуточных рельсовых скреплений и составляют 1400 млн т бр. при ремонтной схеме УК В С В (РС) В С П УК или 700 млн т бр. при ремонтной схеме УК В С В УК.
На участках пути 1 и 2 класса групп А и Б предусмотрена ремонтная схема, при которой в середине межремонтного цикла проводится сплошная смена рельсов в сопровождении среднего ремонта пути (РС).
Нормативные ресурсы, определяющие среднесетевые нормы периодичности реконструкции и капитальных ремонтов пути, используются при долгосрочном и среднесрочном планировании.
Критериями выбора участков, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту на новых материалах, являются наработка 100 % нормативного ресурса, одиночный выход рельсов на путях 1 и 2 классов в количестве 4-8 штук на бесстыковом пути, количество негодных узлов скреплений в объеме 15-20 %, а число шпальных ящиков с грязевыми выплесками – 4-5 % и более.
Очередность и периодичность выполнения промежуточных ремонтов устанавливаются в соответствии с ремонтными схемами.
Основными критериями выбора участков, подлежащих среднему ремонту пути, являются загрязненность щебня по массе на 30 % и более, количество шпальных ящиков с грязевыми выплесками 3-5 % и более.
Исследование выполненных ремонтно-путевых работ и наработки тоннажа проводилось на участках Транссибирской и Среднесибирской магистралей в пределах Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры.
Характеристики опытных участков приведены в таблице 3.1.

Наименование видов работТехнические параметры участков
Средняя грузо­напряженность, млн т км брут­то/км в годСредняя осевая нагрузка, кНСредневзве­шенный радиус кривых, мДоля кривых на участке, %Протяженность опытных участ­ков, км
О.-Н., 11171867210,4595
О. -Н., 2791236480,3595
Н.-К., 16115762924,0371
Н. – К., 26418362923,5371
В.-С., 11062158022,6758
В.-С., 239768282,4758
С.-К., 110121654138,4202
С.-К., 2347655623,7202
Таблица 3.1 – Характеристики опытных участков

Анализ данных по ремонтам производился с использованием запросной си­стемы АСУ-П с 2007 по 2016 гг. включительно.

На всех опытных участках уложен бесстыковой путь с плетями неограни¬ченной длины, рельсами типа Р65 категории Т1, железобетонными шпалами со скреплениями КБ и ЖБР, щебеночным балластом.

Объемы выполненных ремонтно-путевых работ и наработка тоннажа в пе¬риод с 2007 по 2016 гг. включительно на рассматриваемых участках приведены в таблице 3.2.

УчастокОбъемы ремонтов на участ­ках, кмСредневзвешенный тоннаж перед ремонтами, млн т бр.
РиК*С*РиКС
О.-Н., 1473151270792
О.-Н., 22876857778
Н.-К., 118643712777
Н. – К., 216452570613
В.-С., 1440120867732
В.-С., 242626583825
С.-К., 112121691621
С.-К., 290501
Таблица 3.2 – Объемы ремонтно-путевых работ и наработка тоннажа

Анализ данных таблицы 3.2 показывает, что среднегодовой объем рекон­струкции и капитального ремонта пути на Западно-Сибирской дирекции инфра­структуры составлял 243 км, что говорит о практически полном выполнении его на всей протяженности сети (1 раз в течении срока службы конструкций). Сред­ний ремонт пути (выполняемый также 1 раз в течение жизненного цикла) выпол­нялся в среднегодовом объеме 31,5 км, чего явно недостаточно. Также стоит от­метить, что величина наработки тоннажа перед реконструкцией и капитальным ремонтом на некоторых участках составляла меньше нормативного значения 700 млн т бр., в связи с чем эти ремонты выполнялись чаще и заменяли собой редко выполняемый средний ремонт. Как следует из рисунков 3.1 и 3.2 наибольшие приведенные объемы рекон­струкции и капитального ремонта пути в период 2007-2016 гг. выполнены на не­четном пути участка О. – Н.

Планово-предупредительный ремонт выполнялся 1,5-2 раза на каждом ки­лометре пути за межремонтный период (рисунок 3.2). Только на четном пути участка В. – С. – К., где не всегда оправданно часто выполнялся капитальный ре­монт, доля планово-предупредительного ремонта составила в межремонтном цик­ле 0,74 протяженности участков.

Методика определения нормативов затрат труда и расчета численности монтеров пути при участковой системе ведения путевого
хозяйства

Цель разработки — обоснование нормативов затрат труда работников, заня­тых на текущем содержании пути, поправочных коэффициентов к ним в зависи­мости от класса пути, особенностей конструкции, наработанного тоннажа, плана и профиля пути и других эксплуатационных условий.

Эталонные километры пути
В связи с трудоемкой методикой расчета затрат труда на текущее содержание пути разработана авторская укрупненная методика для выполнения этого расчета. Она основана на определении нормативов затрат труда для типовой конструкции пути, имеющей наибольшее распространение, такая конструкция называется эталонной: бесстыковой путь, рельсы типа Р65 неограниченной длины, шпалы железобетонные, скрепления типа КБ, балласт щебеночный без разделительного слоя; участок пути оборудован автоблокировкой, расположен на пло¬щадках и уклонах не круче 8 %о, в прямых или кривых радиусом более 800 м; гру¬зонапряженность 26—50 млн ткм брутто / км в год; пропущенный тоннаж 201—400 млн т брутто; скорости движения поездов: 101—120 км/ч — для пассажирских / 81— 90 км/ч — для грузовых.
Базовый перечень работ для бесстыковой конструкции пути содержит 88 наименований.
Сводные данные о соотношении затрат труда на текущее содержание эта¬лонных километров пути и стрелочных переводов приведены в таблице 3.3. Анализ данных этой таблицы показывает, что затраты труда на содержание 1 км звеньевого пути в эталонных условия в 1,32 раза больше, чем бесстыкового, а содержание одного стрелочного перевода составляет 68,6 % от содержания 1 км бесстыкового пути. Наибольшие затраты труда приходятся на регулировку геомет¬рии рельсовой колеи — 42—49 % суммарных затрат. 
На участках бесстыкового пути – 32,4 % затрат труда приходится на исправление просадок и перекосов пути подбивкой шпал электрошпалоподбойками и укладкой регулировочных прокладок.

Наименование видов работТрудозатраты на 1 км в год при различных конструкциях верхнего строения пути и стрелочных переводов, чел. час в год
БесстыковаяЗвеньеваяСтрелочные переводы на железобетонном основании
Работы по регулировке геомет­рии рельсовой колеи20230847
Работы по замене элементов ВСП9819980
Плановые работы15491109
Работы, независящие от объема перевозок273594
Итого481633330
Таблица 3.3 – Соотношение затрат труда на текущее содержание эталонного километра различных конструкций пути и стрелочного перевода

Фактические затраты труда для эталонного километра бесстыкового пути приведены в таблице 3.4.

Группа путиГрузонапряженность млн т км брутто/км в годБесстыковой путь с плетями неограниченной длины, рельсы типа Р-65, скрепления типа КБ, железобетонные шпалы, бал­ласт щебеночный
 Лропущенный тоннаж млн т-км брутто
0-200201-400401-600601-800801 – 1000
АБолее 80 839   
Б51-80 649   
В26-50394481568655742
Г11-25 387   
Д6-10 332   
Е5 и менее 301   
Таблица 3.4 – Фактические затраты труда работников, занятых на текущем содержании эталонного километра бесстыкового пути, чел. час в год

Обработка данных о фактических затратах труда [132, 133] позволила получить нормативы затрат труда работников, занятых на текущем содержании 1 км бесстыкового пути (чел./год) в зависимости от грузонапряженности Г и пропущенного тоннажа Т

Иб = 0,055 + 2,7-10 3 Г + 2,2-10^ Т. (3.1) 

Уравнение (3.1) напрямую используется при расчете численности монтеров для текущего содержания бесстыкового пути.
Влияние конструктивных особенностей бесстыкового на нормы затрат труда учтены корректирующими коэффициентами, приведенными в таблице 3.5.
Влияние плана и профиля пути, скоростей движения поездов учитывается корректирующими коэффициентами, приведенными в таблицах 3.6 и 3.7. Влияние особенностей эксплуатационных условий, отличающихся от эталонных, учитываются корректирующими коэффициентами, приведенными в таблице 3.8.

Конструктивные характеристики бесстыкового путиКодЗначение коэффициента
1.1 Плетинеограниченной длины1.111,00
800 м и менее1.121,15
1.2 РельсыР65, новые1.211,00
Р65, переложенные1.221,05
1.3 Шпалыжелезобетонные1.311,00
1.4 СкрепленияКБ1.411,00
АРС1.420,83
ЖБР-65Ш1.430,85
ЖБР-ПШМ1.440,80
1.5 Балласт щебе­ночныйбез разделительного слоя1.511,00
с разделительным слоем1.520,90
1.6 АвтоблокировкаЕсть1.611,00
Нет1.620,95
Таблица 3.5 – Корректирующие коэффициенты к нормам затрат труда на бесстыкового пути
План и продольный профиль путиКодКорректирующие коэффициенты
Прямые и кривые радиусом более 800 мс уклоном ДО 8 %оR0I01,00
с уклоном свыше 8 %оR0II1,05
Кривые радиусом, м601-800с уклоном до 8 %0R\I01,10
с уклоном свыше 8 %оRUI1,20
401-600с уклоном до 8 %оR2I01,15
с уклоном свыше 8 %оR2I\1,25
301-400с уклоном до 8 %оR3I01,20
с уклоном свыше 8 %оR3II1,30
300 и менеес уклоном до 8 %оR4I01,25
с уклоном свыше 8 %оR41]1,35
Таблица 3.6 – Корректирующие коэффициенты к нормам затрат труда, учитывающие план и продольный профиль бесстыкового пути
Категория путиДопускаемые скорости движения поездов, км/чКодКорректирующие коэффициенты
пассажирскихгрузовых
С2141-200100С 1.11,10
1121-14091-100С 2.21,05
2101-12081-90С 3.31,00
381-10071-80С 4.40,95
461-8061-70С 5.50,95
541-6041-60С 6.60,90
640 и менее40 и менееС 70,90
Таблица 3.7 – Классификатор скоростей движения поездов и корректирующие коэффициенты к нормам затрат труда
КодЭксплуатационные особенностиКоэффици­ент
123
4.10Участки пути с интенсивным пригородным движением при количестве 
пригородных поездов в период с 8.00 до 18.00 ч местного времени: 
4.113 класса – 16-501,05
4.122 класса – 31-1001,10
4.131 класса-свыше 1001,15
4.20Участки пути после сплошной замены рельсов, сопровождаемой рабо­тами в объеме среднего ремонта пути в течение 2 лет0,75
4.30Участки пути после выполнения среднего ремонта пути в течение 2 лет0,80
4.40Участки пути после выполнения выправочного ремонта в течение 2 лет0,90
4.50Путь с деформирующимся земляным полотном1,30
4.60Скально-обвальные и лавиноопасные участки1,30
4.70Мосты и тоннели: 
4.71Подходы к мостам1,00
4.72Мосты, где путь уложен на щебеночный балласт или на деревянные или металлические поперечины0,87
4.73Мосты, где путь уложен на плиты БМП Тоннели длиной:0,50
4.74от 25 до 100 м и подходы к ним по 200 м1,05
4.75более 100 м и подходы к ним по 500 м1,07
4.80Участки пути при систематическом несоблюдении сроков шлифовки рельсов1,05
4.90Путь на сортировочной горке1,80
5.10Участки пути со средними осевыми нагрузками, кН: 
5.11175-1901,05
Таблица 3.8 – Корректирующие коэффициенты к нормам затрат труда, учитыва¬ющие эксплуатационные особенности участков пути
123
5.12191-2101,10
5.13211-2301,15
6.10 6.11Участки пути с перевозкой руды, угля, сыпучих и наливных грузов, расположенных в пределах 200 км от места погрузки в объемах: до 5 млн т. в год1,05
6.12от 5 до 15 млн т1,10
6.13свыше 15 млн т1,15
7.10Участки пути с дополнительными обходами при температуре воздуха ниже -20 °С или в связи с перепадом температуры в течение суток бо­лее 25 градусов (устанавливается руководством региональной дирек­ции инфраструктуры)1,10
8.10Содержание одного неохраняемого переезда на один путь0,1 чел.
Продолжение таблицы 3.8

Формирование базы данных для расчета контингента монтеров пути

Для выполнения данного расчета необходимо сформировать базу данных в табличной форме из программы АСУ-Путь. В таблице 3.9 приведены названия таблиц, выгружаемых из АСУ-Путь, и их содержание.

Наименование таблицСодержание таблиц
Класс путиКласс, группа, категория
ГрузонапряженностьГрузонапряженность, осевая нагрузка
РельсыТип рельса, длина, пропущенный тоннаж
Шпалы и скрепленияПодрельсовое основание, эпюра шпал, тип скреплений
БалластРод балласта, толщина, разделительный слой
Расчетный план путиНаправление поворота кривой, радиус
Профиль путиПризнак уклона, величина уклона
Скорости установленныеПассажирская скорость, грузовая скорость, при­городная скорость, порожняя скорость
Таблица 3.9 – Наименование и содержание таблиц АСУ-Путь

При наличии всех необходимых таблиц с данными об участке железнодо¬рожного пути запускается макрос – программный алгоритм действий, записанный в среде Visual Basic for Applications. Этот макрос сформирует базу данных с при¬вязкой всех характеристик пути к направлению, номеру пути, километру и метру. Такая таблица является основной базой данных для расчета численности монтеров пути.

Определение норм расхода материалов на текущее содержание пути

Целью данной работы явилась оптимизация расхода материалов на текущее содержание в течение жизненного цикла конструкции бесстыкового пути.

Сбор данных по расходу материалов на текущее содержание пути Для определения нормативов расхода материалов на текущее содержание пути анализировались существующие нормативные документы, фактиче­ские данные по расходу материалов на Западно-Сибирской дирекции инфраструк­туры и объемы работ и затраты труда на смену элементов верхнего строения пути.

В таблице 3.10 приведены отчетные данные по расходу материалов на те­кущее содержание пути по Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры за 2016 г. Из данных таблицы следует, на приобретение резиновых подрельсовых и нашпальных прокладок осуществлено 31,4 % от всех затрат на материалы. Стои­мость материалов на текущее содержание 1 км бесстыкового пути составила 22 тыс. руб.

Другим источником информации о расходе материалов на текущее содер¬жание пути явились данные первичного учета в форме ПУ-74 в линейных участ¬ках.
В таблице 3.11 приведены данные об объемах работ и затрат труда на заме¬ну элементов верхнего строения бесстыкового пути. На смену элементов ВСП эталонного километра бесстыкового пути затрачивается 85,77 человеко-часов в год. Наиболее затратными являются работы по смене резиновых подрельсовых и нашпальных прокладок, которые составляют 33,53 человеко-часа, или 39 % от всех затрат на смену элементов.
Сводные данные о расходе материалов на текущее содержание бесстыково¬го пути, полученные в результате обработки данных форм первичного учета ПУ- 74 с участков протяженностью 100 км с эталонными условиями эксплуатации, приведены в таблице 3.12. 

Наименование элементов верхнего строения путистоимость, тыс. р.масса, тколичество, шт.всего, шт./км
новыхс/гновыхс/гновыхс/г
Накладки двухголовые, т1994,9242,9101,565,13441,32206,02
Болты стыковые с гайка­ми, т1634,754,844,27,842549,77508,810
Шайбы пружинные для стыковых болтов, т320,50,07,80,086768,00,016
Подкладки КБ,т1912,0363,265,065,09285,79285,74
Клеммы жесткие, т1106,3187,739,135,063194,256450,722
Болты клеммные с гайка­ми, т2186,5207,758,729,4124780, 562390,235
Шайбы пружинные для клеммнык и закладных болтов,т495,1141,19,714,781627,2122440, 838
Болты закладные с гайка­ми, т1779,8202,950,030,065703,039421,820
Втулки изолирующие, т/шт.158,60,030000,00,06
Прокладки под подкладку (на ж/б шпалы), т/шт.12417, 041,389793,529931,222
Прокладки для скрепле­ния КБ: ЦП-143, т/шт.25089, 0496,7391811, 077578,586
Шпалы железобетонные, т/шт.0,03173,30,08979,32
Металлокомпозитные и композитные накладки для изостыков, комплект8949,601478,801
Балласт (щебень), тыс. м332459078594,4015
Рельсы,т03424503193039521
Соединители СРСП4,5011453,303
Тарельчатые шайбы,175,8010412,102
Суммарная стоимость81735+39357=121092 
Стоимость материалов на 1 кмна 1 км – 22,0 
Таблица 3.10 – Расход материалов на текущее содержание пути по Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры

Результаты статистической обработки и линейной аппроксимации данных о расходе подрельсовых и нашпальных прокладок скрепления КБ на текущее содержание пути в зависимости от грузонапряженности и пропущенного тоннажа приведены для примера в таблице 3.13 и на рисунках 3.5 и 3.6.

    Количе­Объем выпол­ненных работ (шт. на 1 км в год) 
№ п/пНаименование работыЕдиница измеренияНормаство из­мерителей всего на 1 кмТрудоза­траты на 1 км, чел.-ч.
 Смена резиновых (изолирующих)10 резино­    
1прокладок под подкладками привых прокла­4,683686028,08
 скреплении КБ(одиночная)док    
2Смена подрельсовых (амортизаци­онных) прокладок при раздельном скреплении10 резино­вых прокла­док1,0736813514,45
3Смена изолирующих прокладок в изолирующем стыкеИзолирую­щий стык2,184,44,45,19
 Смена рельсов типов Р75 и Р65     
4при раздельном скреплении (оди­ночная)Рельс4,981601,678,32
5Вырезка балласта из шпальных ящиков вручную10 м пути3,08310022,146,83
 Смена железобетонных шпал     
6(одиночная) на щебеночном балла­сте при раздельном скреплении КБШпала2,86184025,72
7Смена подкладок при раздельном скреплении (одиночная)Прокладка0,60536895,45
8Засыпка шпальных ящиков балла­стом вручную10 м пути2,28210022,145,05
9Смена изолирующих втулок в изо­лирующем стыкеИзолирую­щий стык0,6832,264,10
10Смена клеммных болтов (одиноч­ная)10 клемм­ных болтов0,738736352,58
Итого85,77
Таблица 3.11 – Объемы работ и затраты труда на замену элементов верхнего строения пути эталонного километра

Алгоритм определения норм расхода материалов. На основе полученных путем регрессионного анализа данных найдены уравнения расхода материалов ВСП на текущее содержание пути в зависимости от грузонапряженности участка и пропущенного тоннажа (для неэталонных условий эксплуатации):

Нм = а + ЬГ + сТ, (3.2)

где Г – грузонапряженность участка пути, млн ткм брутто/км в год; Т – наработанный тоннаж, млн т брутто; а, Ь, с – эмпирические параметры уравнений.

№ п/пНаименование материалов и изделийЕди­ница изме­Согласно указанию МПС России от 29.11.1997 №С- 1386у для классовОсреднен- ные дан­ные по Западно­СибирскойБазовые значения для эта­лонныхПараметры регрессион­ной зависимости Н6=а+ЬГ+сТ
 рения путейдирекции инфра­километ­ров   
   1,234,5структурыаЬс
1Накладки двух­головыешт.111210,300,0110,001
2Болты стыко­вые с гайкамишт.32110102,960,1100,009
 Шайбы пру­         
3жинные для стыковых бол­товшт.42216164,740,1840,014
4Прокладки КБшт.965992,670,1030,008
5Клеммы жест­киешт.43222164,740,1840,014
6Болты клемм- ные с гайкамишт.473223353510,370,4020,031
 Шайбы пру­         
 жинные двух-         
7витковые для клеммных и закладных бол­товшт.232162117383811,260,4360,034
8Болты заклад­ные с гайкамишт.40282020205,930,2300,018
9Втулка изоли­рующаяшт.1137957661,780,0690,005
 Прокладки под         
10рельс из рези­ны для скреп­ления КБшт.2601821308613540,001,5500,120
11Прокладки ре­зиновые подшт.1299065226017,780,6890,053
 подкладки         
12Шпалы желе­зобетонныешт.322220,590,0230,002
13Балласт щебе­ночныймЗ17171715226,520,2500,020
14Рельсышт.110,300,0110,001
Таблица 3.12 – Сводные данные о расходе материалов на текущее содержание 1 км бесстыкового пути
Группа путиГрузонапряженность, млн ткм брутто/км в годРасход материалов, шт./км, п тоннаже, млн т бри пропущенном рутто
0-200201^100401-600601-800801-1000
АБолее 80 231   
Б51-80 178   
В26-50111135159183207
Г11-25 104   
д6-10 88   
Е5 и менее 80   
Таблица 3.13 -Фактические данные о расходе материалов (резиновых прокладок скрепления КБ) на текущее содержание одного километра бесстыкового пути, шт./км

Рисунок 3.6 – Графики зависимости расхода материалов на текущее содержание бесстыкового пути от грузонапряженности

Параметры регрессионной зависимости норм расхода всей номенклатуры материалов на текущее содержание звеньевого и бесстыкового пути приведены в таблице 3.12.

Корректирующие коэффициенты к нормам расхода материалов ВСП в зависимости от плана и профиля пути приведены в таблице 3.14.

   Корректирующие коэффициенты в за­
План и продольный профиль путивисимости от конструкции пути
   бесстыковаязвеньевая
Прямые и кривые радиусомс уклоном ДО 8 %о1,001,00
более 800 мс уклоном свыше 8 %о1,051,10
 601-800с уклоном ДО 8 %о1,101,15
 с уклоном свыше 8 %о1,201,25
 401-600с уклоном ДО 8 %о1,151,20
Кривые ра­с уклоном свыше 8 %о1,251,30
диусом, м301-400с уклоном ДО 8 %о1,201,25
 с уклоном свыше 8 %о1,301,35
 300 и менеес уклоном ДО 8 %о1,251,30
 с уклоном свыше 8 %о1,351,40
Таблица 3.14 – Корректирующие коэффициенты к нормам расхода материалов в зависимости от плана и продольного профиля пути

Влияние осевых нагрузок на интенсивность выхода элементов ВСП учитывается следующими коэффициентами:

Предложенная здесь методика определения норм расхода материалов на текущее содержание пути в зависимости от его конструкции и условий эксплуатации позволяет более точно определять потребность всей номенклатуры элементов ВСП на перспективу.

Выводы

Анализ данных за 10-летний период исследований объемов и периодичности выполнения реконструкции и капитальных ремонтов пути на полигоне Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры показал, что на участках с благоприятными условиями эксплуатации (О. – К.) они выполнялись при сверхнормативной наработке тоннажа – 1270 млн т бр., при нормативе 700 млн т бр., а на участке со сложными условиями эксплуатации (С. – К.) – 500 млн т бр.
Существенно ниже нормативов были объемы выполнения среднего ремонта пути, особенно на участках со сложными условиями эксплуатации, что явно не рационально.
В связи с этим можно констатировать, что нормативы межремонтного тон¬нажа, установленные «Положением о системе ведения путевого хозяйства», яв¬ляются пригодными для использования в среднесетевых условиях эксплуатации и требуют корректировки в сложных условиях эксплуатации.

Внедрение участковой системы ведения путевого хозяйства, новых технологий основанных на использовании автоматизированных комплексов путевых машин, потребовали пересмотра нормативов технического обслуживания пути, в том числе затрат на его текущее содержание.
Обработка данных о фактических затратах труда позволила получить нормативы затрат труда работников, занятых на текущем содержании 1 км бесстыкового пути. Используя эти данные, с помощью регрессионного анализа получены уравнения зависимостей норм затрат труда от грузонапряженности Г и пропущенного тоннажа Т для эталонных километров
Нб = 0,055 + 2,7-10 3 Г + 2,2-10~44Т (чел./год).
Это уравнение напрямую используется при расчете численности монтеров пути.

Сводные данные о расходе материалов позволили с использованием ре-грессионного анализа получить уравнения расхода материалов ВСП на текущее содержание бесстыкового пути в зависимости от грузонапряженности участка Г и пропущенного тоннажа Т для эталонных условий эксплуатации на протяжении жизненного цикла:
Н = а + ЬГ + сТ.
м
Расход материалов ВСП и затраты труда на их смену существенно зависят от плана и профиля участка пути и средней осевой нагрузки подвижного состава, что учитывается корректирующими коэффициентами.

Список Литературы

  • Роуни, М. Обеспечение оптимальных условий работы колеса и рельса / М. Роуни, В. Эберсен // Обобщение передового опыта тяжеловесного движения: вопросы взаимодействия колеса и рельса. – Ч. 5. – М.: Интекст, 2002. – С. 5-1 – 5­139.
  • Magel, E. The Blending of Theory and Practice in Modern Rail Grinding / E. Magel, M. Roney, J. Kalousek, P. Sroba // Fatig Fract Eng Mater Struct. – 2003. – № 26 (10). – Р. 921-929.
  • Карпущенко, Н. И. Оценка ресурса рельсов в различных эксплуатацион­ных условиях / Н. И. Карпущенко, П. С. Труханов // Путь и путевое хозяйство. – 2017. – № 4. – С. 26-29.
  • Карпущенко, Н. И. Обеспечение надежности рельсов, имеющих корро- зионно-усталостные повреждения / Н. И. Карпущенко, А. В. Быстров, П. С. Тру­ханов // Известия Транссиба. – 2015. – № 3 (23). – С. 104-108.
  • Лисицын, А. И. Анализ эксплуатации рельсов на сети дорог России и перспективы повышения их надежности / А. И. Лисицын, И. А. Кузнецов, Ю. А. Мартьянов // Путь и путевое хозяйство. – 2016. – № 12. – С. 6-8.
  • Карпущенко, Н. И. Оценка надежности рельсов категории качества Т1 в различных условиях эксплуатации / Н. И. Карпущенко, П. С. Труханов // Полит­ранспортные системы: материалы VIII Международной научно-технической кон­ференции. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. – С. 139-145.
  • Нормы допускаемых скоростей движения подвижного состава по желез­нодорожным путям колеи 1520 (1524) мм. Утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 08.11.2016 г. – М.: ОАО «РЖД», 2016. – 138 с.
  • Карпущенко, Н. И. Обеспечение надежности железнодорожного пути и безопасности движения поездов: монография / Н. И. Карпущенко, Д. В. Величко. – Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2008. – 321 с.
  • Технические условия на работы по реконструкции и ремонту железно­дорожного пути: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 19.01.2018 г. № 101/р.
  • Воробьев, В. Б. Сравнительный анализ перспективных рельсовых скреп­лений / В. Б. Воробьев // Путь и путевое хозяйство. – 2016. – № 6. – С. 5-8.
  • Максимцев, С. В. Скрепления как основной элемент стабильности верх­него строения пути / С. В. Максимцев, В. А. Начигин, Ю. А. Архипенко // Путь и путевое хозяйство. – 2016. – № 6. – С. 8-12.
  • Воробьев, О. Ю. Рельсовые скрепления ЖБР / О. Ю. Воробьев, А. Н. Ду- гин // Путь и путевое хозяйство. – 2016. – № 6. – С. 20-21.
  • Кузнецов, В. В. Рельсовые скрепления АРС / В. В. Кузнецов, А. В. Ко­щеев, К. Ю. Бастылев // Путь и путевое хозяйство. – 2016. – № 5. – С. 20-21.
  • ГОСТ 33698-2014. Скрепление рельсовое промежуточное железнодо­рожного пути. Требования безопасности и методы контроля.
  • ГОСТ 33186-2014. Клеммы пружинные прутковые для крепления рель­сов. Технические условия.
  • ГОСТ Р 56291-2014. Прокладки рельсовых скреплений железнодорож­ного пути. Технические условия.