⟦Верхнее строение пути⟧
Материалы, Элементы, Типы, ЖД

Верхнее строение пути — это балластный слой, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, шпалы, глухие пересечения, мостовые и переводные брусья. ВСП необходимо для принятия и равномерной передачи на основную площадку земляного полотна динамического воздействия от колес подвижного состава.

Важность правильного обслуживания и регулярных осмотров верхнего строения пути не может быть переоценена. Такие меры помогают обеспечить надежность и безопасность железнодорожных путей, а также продлить срок службы компонентов. Ремонт и замена изношенных элементов также являются важными мерами для поддержания безопасности железнодорожных путей. Все это позволяет обеспечить стабильность движения поездов, повысить эффективность перевозок пассажиров и обеспечить бесперебойную логистику грузов.

Меню страницы:

Верхнее и нижнее строение пути

Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсышпалыстрелочные переводы, и т.д.) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов — пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели. Для соблюдения машинистами локомотивов и других подвижных единиц требуемых скоростей движения, в том числе на участках производства путевых работ и в местах образовавшихся неисправностей пути, путь оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.

⟦Материалы ВСП⟧

Балластный слой ВСП

Балластный слой — это слой сыпучих материалов (щебня, отходов асбестового производства, гравия, крупно и среднезернистого песка, ракушки). Балластный слой укладывается в виде трапеции на основной площадке земляного полотна. 

Рельсы — изготовленные из углеродистой стали балки, укладываемые на специализированных шпалах. Применяются для построения железнодорожных путей различного назначения. Изготовление рельс контролируется различными ГОСТ, для каждого типа, вида рельс.

Рельсы
Рельсовые скрепления

Рельсовые скрепления — это ключевые элементы ВСП (верхнего строения пути) приспособления, соединяющие металлоконструкции между собой и/или с основанием (то есть с деревянными/железобетонными шпалами).

Противоугоны — устройство для защемления подошвы рельса и передачи продольных сил при движении подвижного состава на шпалы или подкладки. Проивоугоны препятствует продольному перемещению рельсов — «угону пути».

Противоугоны
Стрелочные переводы

Стрелочные переводы — это элементы железной дороги, которые нужны для решения следующих задач: объединение двух или трех колей, идущих рядом; разветвление одной линии на несколько соседних; состыковка параллельно расположенных или пересекающихся путей.

Шпалы — эти брусья уложенные на балластный слой верхнего пути, могут быть деревянными, железобетонными и пластиковыми. Шпалы принимают на себя давление, которое создают рельсы, скрепления промежуточные передают давление на под-шпальное основание.

Деревянные шпалы
Глухие пересечения путей

Глухие пересечения путей — применяются на станциях, промышленно-заводских путях, на перегонах. Когда не требуется переход подвижного состава с одного пути на другой, устраивают глухие пересечения.

⟦Элементы ЖД⟧

На верхнее строение воздействуют такие силы:

  • вертикальные силы от колёс подвижного состава;
  • боковые силы от колёс подвижного состава при повороте его в кривых и при вилянии (поперечном смещении в колее на прямых);
  • продольные силы от колёс вагонов, а также от торможения;
  • продольные силы угона пути;
  • продольные сжимающие или растягивающие силы, возникающие при изменении температуры.

Какие бывают элементы?

Железнодорожный путь это сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй. Железнодорожный путь состоит из различных элементов, и если раньше их было меньше, то с развитием новых технологий элементов становится больше.

Основные элементы:

  • Гидрозапорный бетонный слой;
  • Опорный бетонный слой;
  • Омоноличивающий бетонный слой;
  • Подрельсовые основания (железобетонные шпалы, полушпалы, плиты);
  • Рельсы;
  • Рельсовые скрепления;
  • Стрелочная продукция.

Нижние строение пути

Элементы верхнего строения пути

⟦Типы ВСП⟧

Сочетания составных элементов верхнего строения пути для заданных условий эксплуатации образуют его типы. На магистральных дорогах РФ применяют три типа верхнего строения пути: тяжелый, средний, легкий. 

Тяжелый тип верхнего строения пути предусматривает применение самых тяжелых термически упрочненных рельсов типа Р75 и балластного слоя из щебня или асбестовых отходов и предназначен для путей с грузонапряженностью брутто более 80 млн. ткм/км в год.

Средний тип предусматривает укладку термически упрочненных рельсов типа Р65 и предназначен для магистралей со значительной грузонапряженностью брутто (от 25 млн. до 80 млн. ткм/км в год), а также для линий с высокоскоростным движением пассажирских поездов – 39 м/с (140 км/ч) и выше и для участков с особо интенсивным движением пассажирских и пригородных поездов (100 и более пар поездов в сутки).

Легкий тип верхнего строения пути имеет две разновидности: для линий с грузонапряженностью брутто от 5 млн. до 25 млн. ткм/км и менее 5 млн. ткм/км в год. В первом случае укладывают новые рельсы типа Р50 или отремонтированные старогодные типов Р75 и Р65, а во втором – и старогодные рельсы типа Р50.

⟦Купить материалы ВСП⟧

⟦Ремонт ВСП⟧

Усиленный капитальные ремонт

Усиленный капитальный ремонт пути предназначен для полной замены путевой решетки, собранной из новых материалов верхнего строения пути, сопровождаемой очисткой щебня на глубину более 40 см или заменой других видов балласта.

Капитальный ремонт пути

Капитальный ремонт пути предназначен для замены верхнего строения пути на более мощное или менее изношенное, смонтированное либо полностью из старогодных материалов, либо из старогодных в сочетании с новыми, и сопровождается очисткой щебеночного балласта на глубину от 25 до 40 см, а также частичным обновлением других видов балласта.

Усиленный средний ремонт пути

Усиленный средний ремонт пути производится на участках, где:

  • балластная призма достигла предельных размеров;
  • обочина земляного полотна стала менее допустимых размеров;
  • требуется очистка или замена балласта.

Средний ремонт пути

Средний ремонт пути предназначен в основном для оздоровления балластной призмы за счет сплошной очистки щебеночного балласта (или обновления загрязненного балласта других видов) на глубину от 25 до 40 см, зависящую от класса пути и вида балласта. Ремонт назначается на участках, где не требуется изменять отметку пути или ее изменение не потребует срезки балластной призмы.

Подъемочный ремонт пути

Подъемочный ремонт пути предназначен для периодического восстановления необходимой равноупругости и равнопрочности пути за счет проведения сплошной подъемки (до А-5 см) и выправки пути с подбивкой шпал, улучшения дренирующих свойств балласта в местах выплесков и одиночной замены.

Сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов

Сплошная замена рельсов на участках звеньевого пути и бесстыкового пути с безболтовым или бесподкладочным скреплением производится между усиленными капитальными ремонтами с сопутствующими работами в объеме среднего или подъемочного ремонта пути.

Планово-предупредительная выправка пути

Планово-предупредительная выправка пути с применением комплекса машин предназначена для сплошной выправки пути и расположенных на нем стрелочных переводов с подбивкой шпал в промежутках между ремонтами пути с целью создания необходимой равноупругости подшпального основания. При планово-предупредительной выправке пути величина подъемки не должна превышать, как правило, 2 см.

Шлифовка рельсов

Шлифовка рельсов предназначенная для устранения волнообразного износа и коротких неровностей других видов на поверхности катания рельсов для уменьшения вибрационных воздействий подвижного состава на путь.

Капитальный ремонт переездов

Капитальный ремонт переездов, как правило, производится в комплексе с усиленным капитальным, капитальным или средним ремонтом пути.

При капитальном ремонте переездов выполняются следующие работы: замена настила, конструкция которого устанавливается Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов, а также типовыми проектами.

Ремонт земляного полотна

Капитальный ремонт земляного полотна и его сооружений предназначен для восстановления прочности, стабильности и нормальной работоспособности земляного полотна, его водоотводных и укрепительных сооружений.

Источник списка работ: www.stroiput.ru

⟦Стоимость материалов ВСП⟧

⟦Прайс и цены на ВСП⟧

Если вы хотите получить прайс сразу от российских поставщиков материалов верхнего строения пути. То просто напишите свой Email адрес и мы пришлем вам свежие прайс листы.

Распространенные вопросы про ВСП

Чем отличается верхнее и нижнее строение пути

К нижнему строению пути, кроме земляного полотна, относятся искусственные сооружения: мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, тоннели, трубы.

Верхнее строение пути – это конструкция, состоящая из рельсов, скреплений, рельсовых опор (шпалы) и других специальных устройств.

Устройство верхнего строения пути

устройство верхнего строения пути

Устройство верхнего строения пути метрополитена

В тоннелях рельсы уложены на деревянные шпалы, втопленные в путевой бетон; по оси пути устроен водоотводный лоток шириной 0,7-0,9 м. В данный момент укладываются короткие композиционные опоры, втопленные в бетон под каждую рельсовую нить.

Устройство верхнего строения пути метрополитена

ВСП на искусственных сооружениях

К искусственным сооружения относятся: мосты, тоннели, трубы, подпорные стены, регуляционные сооружения, дюкеры, галереи, селеспуски и др. Искусственные сооружения должны быть оборудованы противопожарными средствами и в случае необходимости иметь приспособления для осмотра. Материалы ВСП здесь используются те же самые, что и на протяжении всего железнодорожного пути.

ГОСТ на верхнее строение пути железных дорог

Вы можете скачать PDF файл: “Железнодорожные пути промышленного транспорта, правила проектирования и строительства“. В нем представлены различные ГОСТ-ы на верхнее строение пути железных дорог.

ВСП смотровой канавы для тепловозов

На станциях метро и при устройстве смотровых канав в депо вместо сплошных шпал используются полушпалы, заглубленные в бетон. В стойлах депо надлежит предусматривать устройства для ввода электровозов, тепловозов с электрической передачей на пониженном напряжении. В остальном ВСП имеет те же самые элементы, что и обычная железная дорога.

ВСП на скоростных линиях железных дорог

Конструкция верхнего строения пути на скоростных линиях железных дорог должна соответствовать требованиям технического регламента о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта. На скоростных магистралях, магистралях с преимущественно пассажирским движением поездов и магистралях категорий I, II, III сооружается бесстыковой путь на железобетонных шпалах.

⟦Видео⟧