Шпалы — исчезающий вид опоры для железных дорого, поскольку при больших скоростях, к которым сейчас движется тренд. Шпала должна превращаться в бетонную монолитную плиту или готовую бетонную платформу. Но! Для гражданского применения и на путях с меньшим скоростным режимом. Шпалы будут служить при укладке рельс, еще очень долгое время.
Просто объем их в мире будет стремительно сокращаться, ведь раньше деревянные шпалы были очень распространенным видом опоры. Но со временем люди поняли, что эксплуатация таких железных дорого обходится дороже и стали использовать пластиковые шпалы (бетонные при увеличении скорости движения по ЖД).
Меню страницы:
Железнодорожные шпалы (также известные как балластные шпалы или просто шпалы) являются элементом железнодорожной инфраструктуры. Они представляют собой деревянные, бетонные, пластиковые или стальные балки, которые служат опорой для железнодорожных рельсов и обеспечивают стабильность и устойчивость путей.
Шпалы укладываются вдоль железнодорожных путей и поддерживают рельсы, предоставляя платформу для прохода поездов. Так же шпалы распределяют нагрузку от проходящих поездов на основание пути, которое называется балластом. Каждый тип шпал имеет свои преимущества и ограничения, и выбор определенного типа зависит от конкретных условий и требований железнодорожной инфраструктуры.
⟦Виды Шпал⟧
На сегодняшний день, существует несколько видов шпал:
- Деревянные;
- Железобетонные;
- Пластиковые;
- Стальные — (используются очень редко).
Если говорить по Россию, то самые протяженные железнодорожные дороги используют деревянные шпалы. Изготавливаются они из разных пород древесины (сосны, кедра, ели, пихты, лиственницы и березы).
⟦Типы деревянных шпал⟧
Деревянные шпалы были одним из первых типов, которые использовались в железнодорожном строительстве. Обычно они изготавливаются из долговечных пород древесины, таких как дуб или кедр. Деревянные шпалы просты в производстве и установке, а также предоставляют некоторую эластичность, которая смягчает удары от проходящих поездов. Однако они подвержены износу, гниению и требуют регулярной замены и обслуживания.
Существует несколько различных типов деревянных шпал, которые используются в железнодорожной инфраструктуре. Каждый тип деревянных шпал имеет свои особенности и применяется в зависимости от условий эксплуатации, типа железнодорожной линии и требований к нагрузке.
Тип I – деревянные шпалы
Тип II – деревянные шпалы
Тип III – деревянные шпалы
Размеры шпал для древесины с влажностью не более 22 %
⟦Типы железобетонных шпал⟧
Железобетонные шпалы представляют собой прочные и долговечные элементы железнодорожной инфраструктуры. Они изготавливаются из железобетона, что обеспечивает им высокую стойкость к нагрузкам, устойчивость к воздействию влаги и долгий срок службы. В зависимости от конструкции и назначения, существует несколько типов железобетонных шпал:
- Ш1 – для paздeльнoгo клeммнo-бoлтoвoгo peльcoвoгo cкpeплeния (типa KБ) c бoлтoвым пpикpeплeниeм пoдклaдки к шпaлe;
- Ш3 – для пpужиннoгo кpeплeния ЖБP-65 нa зaклaднoм бoлтe;
- Ш3-Д – для пpужиннoгo кpeплeния ЖБP-65 нa шуpупнo-дюбeльнoм cкpeплeнии;
- Железобетонная шпала на анкepнoe cкpeплeниe APC-04;
- ЖБ Пoлушпaлa (для пoдкpaнoвыx путeй).
Настоящий стандарт распространяется на железобетонные шпалы, предварительно напряженные для железнодорожных путей с рельсовой колеей шириной 1520 мм и рельсами типов Р75, Р65 и Р50, по которым обращается типовой подвижной состав общей сети железных дорог HA
Железобетонные шпалы сейчас самые распространенные в построении новых (особенно скоростных) железных дорог. На линиях высокоскоростных поездов, используются не шпалы, а бетонные блоки (сектора).
В настоящее время около 60% развернутой длины главных путей сети железных дорог России оборудованы железобетонными шпалами. Основная часть этого протяжения, составляющая более 85%, имеет раздельное скрепление КБ. Этот тип скрепления долгое время играл положительную роль во внедрении железобетонных шпал и бесстыкового пути на отечественных железных дорогах, обладая высокой надежностью и технологичностью.
Однако, следует отметить, что раздельное скрепление КБ обладает рядом существенных недостатков и давно морально устарело, требуя замены. Поэтому возникает необходимость в модернизации и замене этого типа скрепления на более современные и эффективные альтернативы. Новые технологии и инновационные подходы в области железнодорожных строительств позволяют улучшить надежность и устойчивость путей, а также сократить затраты на обслуживание и ремонт. Современные железобетонные шпалы, снабженные интегрированными системами скрепления, представляют собой одно из перспективных решений для обновления инфраструктуры железных дорог в России.
В настоящее время на многих железных дорогах различных стран успешно используются упругие бесподкладочные скрепления на путях с железобетонными шпалами. Такие инновационные конструкции промежуточных скреплений внедряются и на сети российских дорог. Среди них стоит выделить скрепления ЖБР-65 и АРС-4, которые уже успешно укладываются на главных путях сети железных дорог России, занимая приблизительно 6% и 2% их развернутой длины соответственно.
Эти современные скрепления обладают высокой степенью упругости, что способствует поглощению ударных нагрузок от движущихся поездов, повышая стабильность и безопасность движения. Они также минимизируют шум и вибрации, что способствует повышению комфорта для пассажиров и окружающих.
⟦Типы пластиковых шпал⟧
Пластиковые (полимерные) шпалы следующий шаг в эпохе строительства железных дорог. Не гниют, не разрушаются, могут выдерживать большое поперечное давление (при не ровной укладке). Легкие в монтаже, транспортировке и не требуют ухода во время эксплуатации. Но основа у таких шпал, все равно выполнено из напряженного железобетона. Так как пластик не обладает высокими показателями прочности на сжатие.
Все модели данных пластиковых шпал, расcчитаны на скорость до 250 км/ч
Пластиковые шпалы, также известные как полимерные шпалы, являются современной альтернативой традиционным деревянным и бетонным шпалам, применяемым в железнодорожной инфраструктуре. Они изготавливаются из различных видов полимерных материалов, таких как рециклированный пластик или композитные материалы, что придает им уникальные свойства и преимущества.
Пластиковые шпалы используются в различных типах железнодорожных магистралей, включая пассажирские, грузовые и промышленные линии. Они могут быть уложены как для обычного пассажирского и грузового движения, так и для высокоскоростных железнодорожных магистралей. Пластиковые шпалы также могут быть применены в условиях с высокой нагрузкой, таких как грузовые терминалы или промышленные участки железных дорог.
⟦Цены на шпалы⟧
Где купить шпалы?
Если вы хотите получить прайс с ценами сразу от российских поставщиков Материалов ВСП. То просто напишите свой Email адрес и мы пришлем вам свежие прайс листы.
⟦Самые распространенные вопросы про шпалы⟧
Из чего делают железнодорожные шпалы?
С момента зарождения строительства железных дорого и по сей день, широко применяются деревянные шпалы. Но с увеличением скоростного режима ЖД, повышаются и требования к надежности путей. В таких дорогах естественно доминируют железобетонные изделия.
Чем пропитывают шпалы?
Шпалы как правило пропитывают креозотом, ЖКТ, элемсепт, каменноугольными маслами или антисептиков, методом Вакум-Давление-Вакум. Вовремя обработанные шпалы увеличивает срок эксплуатации.
Где можно купить б/у шпалы?
Покупать Б/У шпалы в России можно через различные доски объявлений. Так же можете заглянуть в каталог товаров сайта RailsTorg.ru
Где делают шпалы?
Огромное количество как отечественных так и зарубежных производителей железнодорожных шпал. На сегодняшний день, соблюдение ГОСТ-ов контролируется не так активно как раньше. И на рынке проявилось множество контрафактной продукции. При покупке нужно обязательно проверять сертификаты соответствия.
Почему рельсы кладут на шпалы?
Естественно укладка рельс на шпалы, необходима в первую очередь для распределения веса. В противном случае рельсы будут проваливаться в грунт, если не будет ни какой подложки (дерево, железобетон, пластик).
Через какое расстояние укладываются шпалы?
При всех эпюрах расстояния между осями стыковых шпал стандартные: 42 см при рельсах Р65, Р75 и 44 см при рельсах Р50. Расстояния между осями остальных шпал на протяжении рельсового звена одинаковы и равны 54,6 см (эпюра 1840 шт./км) и 50,2 (2000 шт./км) В процессе эксплуатации наибольшее допускаемое отклонение в расстояниях между осями шпал не должно превышать 8 см.
Сколько весит деревянная шпала?
На самом деле важен не вес, а плотность и она в свою очередь зависит от породы используемого дерева. Но в среднем по ГОСТ шпалы Тип I весят 80 кг, а шпалы Тип II и Тип III весят 85 кг. Без пропитки, с пропиткой естественно вес увеличивается и по этому ее делают часто по месту, для экономии при транспортировки.
Преимущества деревянных шпал?
Основное преимущество деревянных шпал, это безусловно простота производства и достаточно высокая плотность некоторых пород древесины. Но в современном железнодорожном строительстве, деревянные шпалы используются все меньше.
Преимущества железобетонных шпал?
Основное преимущество железобетонных шпал это высокая прочность, которая достигается за счет напряженного железобетона. К тому же, сейчас для высокоскоростных путей, делают бетонные монолитные платформы, которые распределяют вес на много эффективней.
Преимущества пластиковых шпал?
Основные преимущества, это влагостойкость и изоляционные свойства. В чистом виде пластиковых шпал для железных дорого не производят. Такие шпалы все равно имеют в основании железобетон, но покрываются потом толстым слоем пластика вторичного производства. Из недостатков пластиковых шпал, можно отметить, что у них так же нет будущего в высокоскоростных путях.