⟦Гребневые и композиционные⟧ Локомотивные колодки

Локомотивные колодки — предназначены для обеспечения требуемой эффективности процесса торможения железнодорожного состава. Тормозные локомотивные колодки нуждаются в периодической замене, так как их сопротивление с течением времени может снижаться. При постоянном трении они стираются, что существенно снижает эффективность торможения, тем самым, увеличивая риск возникновения аварийных ситуаций.

Важно отметить, что выбор между гребневыми и композиционными колодками зависит от множества факторов, включая тип локомотива, условия эксплуатации, требования к безопасности и бюджетные ограничения. Некоторые старые локомотивы могут быть оснащены гребневыми колодками изначально и требовать замены или модернизации для установки композиционных колодок.

Меню страницы:

колодки тип Ф
Колодки тип Ф

Тормозные локомотивные колодки подразделяют на несколько групп: по форме исполнения (секционные, гребневые, безгребневые), типу используемых материалов (чугунные, композиционные фосфористые/чугун, насыщенный фосфором).

колодки тип М
Колодки тип М

⟦Гребневые тормозные колодки⟧

Тормозные колодки разделяют по форме исполнения и по типу материала, из которого они изготовлены. В России по материалам выпускаются три вида колодок: чугунные стандартные, композиционные и чугунные с повышенным содержанием фосфора (фосфористые). В свою очередь они имеют следующие формы: безгребневые, гребневые и секционные.

Гребневые колодки применяют на локомотивах в том случае, если их из-за тягового оборудования невозможно соединить попарно триангелями или тормозными балками. Поскольку поверхность катания колес имеет конусообразный вид и при нажатии на колодку кроме нормальной возникает боковая сила, ее удерживают от сползания с помощью специального фигурного паза, который ложится на гребень колеса.

Гребневые тормозные колодки (Тип М)

Данный вид колодок имеет фигурный паз, который не позволяет конусовидному гребню колеса сползать под действием боковой силы. Имеет несколько вариаций:

-гребневая колодка с общим захватом предназначена для установки на колею 15,2 см. Согласно ГОСТ изготавливаются из чугуна марки «М» (модифицированный). Широкое распространение получили в горнодобывающих предприятиях для увеличения периода эксплуатации в условиях постоянных нагрузок при длительном торможении;

-колодка с высоким зацепом под гребень, применение которой не позволяет образовываться термоцикличеким трещинам и исключает поломки бандажа колесной пары.

Колодка предназначена для установки на локомотивы магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Колодки тормозные с общим захватом изготавливаются из серого модифицированного чугуна типа “М” по ГОСТ 30249-97.

Колодка тормозная гребневая локомотивная с твердой вставкой

Тормозная гребневая локомотивная колодка с твердой вставкой, ТУ 3184-053-00512131-2005. Модифицированная тормозная колодка типа М. Данная модель колодки более устойчива к повышенной динамической нагрузке. В основном применяется на предприятиях горнодобывающего комплекса на локомотивах, работающих в условиях износа и длительного торможения.

Колодка гребневая локомотивная с высоким зацепом под гребень

Гребневая локомотивная колодка с высоким зацепом под гребень , ТУ 3184-211-01124323-2007. Использование данной колодки исключает образование термоциклических трещин и повреждение бандажей колесных пар локомотивов в эксплуатации.

⟦Композиционные колодки⟧

Композиционные тормозные колодки применяют на всех грузовых, а также на пассажирских вагонах, которые эксплуатируются при скоростях более 120 км/ч. Их изготавливают по определенной технологии из асбокаучуковых материалов с добавлением барида, сажи и вулканизирующего состава методом напрессовки на металлический каркас. Они в 3-5 раз более износостойки, чем чугунные, что соответственно снижает объем работ по замене и регулировке рычажных передач, и обладают повышенными стабильностью и величиной коэффициента трения относительно скорости движения. Это увеличивает тормозную эффективность поездов, облегчает ТРП и уменьшает расход сжатого воздуха, затраченного на торможение благодаря пониженным усилиям, развивающимся в ней, улучшает управляемость поездов и неистощимость их тормозных систем.

Композиционные тормозные колодки грузового вагона
Композиционные тормозные колодки грузового вагона

К недостаткам этих колодок относятся плохой отвод тепла и, как следствие, неблагоприятные температурные режимы на поверхности катания колес, вызывающие их повреждения в виде наваров, сдвигов металла, микротрещин и т. д. Их не применяют на бандажных (локомотивных) колесах по причине перегрева, ослабления и возможного сползания бандажа. Кроме этого, при увлажнении, особенно в зимний период из-за метелей и снегопадов, композиционные колодки увлажняются и обледеневают, что требует периодического включения тормозов для их просушивания.

Как человеческая кость, одновременно упругая и твердая, композиционные колодки в несколько раз превосходят чугун по износостойкости. В то же время обладают высокой стабильностью и более высоким коэффициентом трения относительно скорости. Эффективность процесса торможения становится в разы больше, что положительно влияет на управляемость поезда и продлевает срок эксплуатации всей тормозной системы. К сожалению, композиционные колодки имеют существенный недостаток- повышение температуры на поверхности колеса. Данный температурный эффект приводит к образованию нагаров, наплыва на колесе, сползанию бандажа. В зимнее время под действием высокой температуры тает снег на рельсе, смачивает колодку, которая на удалении от разогретого края покрывается коркой льда. Единственным выходом из такой ситуации является приостановка работы и просушка тормозной системы, что увеличивает расход времени.

⟦Чугунные тормозные колодки⟧

Чугунные стандартные колодки применяют на пассажирских вагонах, обращающихся со скоростями до 120 км/ч, и локомотивах. К достоинствам этих фрикционных элементов относятся хороший отвод выделяющегося при торможении тепла и отсутствие влияния влаги на коэффициент трения. В то же время такие колодки имеют существенно нестабильный, коэффициент трения, снижающийся с ростом скорости. Это, в частности, приводит к необходимости применения на скоростном подвижном составе регуляторов сил нажатия колодок в зависимости от скорости движения. Кроме того, чугунные колодки быстро изнашиваются, что требует большого объема работ по замене и регулировке рычажных передач.

Чугунные колодки с повышенным содержанием фосфора (до 1,5 %) на 25-30% более износостойки, чем стандартные, обладают более высоким и стабильным коэффициентом трения, но искрят при торможении. По этой причине их не применяют на подвижном составе с деревянными конструкциями и используют в основном на электропоездах.

Чугунные тормозные колодки

Чугунные, насыщенные фосфором

Данный тип колодок обладает повышенной устойчивостью к износу, их коэффициент трения выше и стабильнее. Но этот тип колодок сильно искрит при торможении, что является противопоказанием к использованию на деревянных конструкциях.

Спрос на разные типы тормозных железнодорожных колодок меняется в течение года, в зависимости от погодных условий. Летом предпочтительнее композиционные, в зимнее время- чугунные.

⟦Тормозные колодки 25610 Н⟧

Это все те же композиционные колодки тормозные но с сетчато-проволочным каркасом. Номера: 25610-Н, 25130-03-Н, 25610-03-Н, 25610-05-Н являются № по каталогу производителя. В свою очередь следующие виды колодок имеют разный состав и могут применяться на различных вагонах. Именно от качества изготовления фрикционного материала зависит коэффициент износа, жесткости и качество самой тормозной колодки. Эти параметры очень важны, поэтому, качество материала должно быть высоки а производство соответствовать ГОСТ.

Колодка тормозная композиционная с сетчато-проволочным каркасом для железнодорожных вагонов (толщ. 65 мм)

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным
каркасом 25610-Н

  • ТУ или ГОСТ: ТУ 2571-028-00149386-2000
  • Материал: ТИИР-300
  • Форма упаковки: Поддон
  • Количество изделий в упаковке: 330 шт.
  • Вес колодки: 3.45 кг.
  • Толщина колодки: 65 мм.
  • Длина колодки: 330 мм.
  • Ширина колодки: 80 мм.

Применяются на грузовых
железнодорожных вагонах

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным 
каркасом 25610-Н

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным
каркасом 25610-Н

  • ТУ или ГОСТ: ТУ 2571-028-00149386-2000
  • Материал: ТИИР-300
  • Форма упаковки: Поддон
  • Количество изделий в упаковке: 330 шт.
  • Вес колодки: 3.2 кг.
  • Толщина колодки: 55 мм.
  • Длина колодки: 330 мм.
  • Ширина колодки: 80 мм.

Для производства новых вагонов
и замены в эксплуатации

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным 
каркасом 25130-03-Н

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным
каркасом 25130-03-Н

  • ТУ или ГОСТ: ТУ 2571-062-05766936-2002
  • Материал: Фритекс-950 безасбестовый
  • Форма упаковки: Поддон
  • Количество изделий в упаковке: 300 шт.
  • Вес колодки: 3 кг.
  • Толщина колодки: 60 мм.
  • Длина колодки: 400 мм.
  • Ширина колодки: 80 мм.

Для грузовых и пассажирских
железнодорожных вагонов

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным
каркасом 25130-03-Н

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным
каркасом 25130-03-Н

  • ТУ или ГОСТ: ТУ 2571-062-05766936-2002
  • Материал: Фритекс-950 безасбестовый
  • Форма упаковки: Поддон
  • Количество изделий в упаковке: 300 шт.
  • Вес колодки: 2,7 кг.
  • Толщина колодки: 50 мм.
  • Длина колодки: 400 мм.
  • Ширина колодки: 80 мм.

Для грузовых и пассажирских
железнодорожных вагонов

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным каркасом 25610-03-Н

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным каркасом 25610-03-Н

  • ТУ или ГОСТ: ТУ 2571-062-05766936-2002
  • Материал: Фритекс-950 безасбестовый
  • Форма упаковки: Поддон
  • Количество изделий в упаковке: 330 шт.
  • Вес колодки: 2,9 кг.
  • Толщина колодки: 65 мм.
  • Длина колодки: 330 мм.
  • Ширина колодки: 80 мм.

Для производства новых вагонов
и замены в эксплуатации

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным каркасом 25610-05-Н

Тормозная композиционная колодка с сетчато-проволочным
каркасом 25610-05-Н

  • ТУ или ГОСТ: ТУ 2571-110-05766936-2006
  • Материал: Фритекс-970/2 безасбестовый
  • Форма упаковки: Поддон
  • Количество изделий в упаковке: 330 шт.
  • Вес колодки: 4 кг.
  • Толщина колодки: 65 мм.
  • Длина колодки: 330 мм.
  • Ширина колодки: 80 мм.

Для грузовых
железнодорожных вагонов

Колодки 25610-Н (ТИИР-300) работают с максимально-допустимой температурой на поверхности трения колодки при кратковременном воздействии до 400 ˚С, максимально-допустимой температурой при длительном воздействии до 300 ˚С, максимально-допустимой скорости движения грузового вагона до 39 м/с при осевой нагрузке 200 кН, до 28 м/с при осевой нагрузке 250 кН, максимально-допустимом удельном давлении на колодку 20 МПа. Колодки работоспособны при температуре окружающего воздуха от -60 ˚С до +50 ˚С, а также при кратковременном нахождении вагонов в тепляках при разогреве грузов до +80 ˚С.

⟦Колодки: тип М, тип С, тип Ф⟧

Тормозные колодки различают по разным типам и видам. Спрос на разные типы колодок меняется так же от времени года. Летом предпочитают покупать композиционные, а зимой чугунные, так как эти материалы ведутся себя по разному, при различных температурах. Но в основном колодки различают так:

По виду подвижного состава, для которого они предназначены:
— грузовые (В);
— пассажирские (Л);
— локомотивные (Т);
— моторвагонного подвижного состава (ЛП);

По реализуемому коэффициенту трения:
— колодка с высоким коэффициентом трения;
— колодка с низким коэффициентом трения (1);

По конструктивному исполнению:
— с сетчато-проволочным каркасом (СПК);
— с цельнометаллическим каркасом (МК);
— гребневые (Г);
— для тормозных блоков (ТБ).

Существует несколько действующих классификаций колодок:

  1. По типу состава, на который они рассчитаны (локомотивные, грузовые, пассажирские, моторвагонные подвижные составы)
  2. По коэффициенту трения, который реализуется в работе (высокий и низкий);
  3. По варианту конструкции/каркаса (сетчато-проволочный, цельнометаллический, гребневый, для тормозного блока)

Локомотивные колодки типа М представляют собой специальный вид тормозных колодок, используемых в железнодорожной отрасли. Тип “М” обозначает композиционные колодки, изготовленные из современных композитных материалов. Эти материалы включают в себя смеси стекловолокна, армированных смол и других связующих компонентов.

Локомотивные колодки типа С представляют собой один из разновидностей тормозных колодок, используемых в железнодорожной индустрии. Тип “С” обозначает специфический вид колодок, разработанный для обеспечения эффективного и безопасного торможения локомотивов.

Локомотивные колодки типа Ф представляют собой один из видов тормозных колодок, используемых в железнодорожной технике. Тип “Ф” обозначает определенную конфигурацию или характеристику колодок, которая может варьироваться в зависимости от производителя, модели локомотива и условий эксплуатации.

⟦Купить локомотивные колодки⟧

Где купить колодки для вагонов?

Если вы хотите получить прайс сразу от российских поставщиков запчастей для ЖД вагонов. То просто напишите свой Email адрес и мы пришлем вам свежие прайс листы.

⟦Проблемы и недостатки современных колодок⟧

Начиная с 1990-х гг. в условиях функционирования системы «тормозная колодка – колесо» произошли значительные изменения, связанные с интенсификация экономических связей между регионами Российской Федерации: увеличились осевая нагрузка вагонов (полувагонов) и скорости передвижения составов, вследствие чего возросли требования к эффективности торможения и сроку службы тормозных колодок, а также возникла необходимость щадящего их воздействия на колесную пару для минимизации его термомеханических повреждений.

Ухудшение условий эксплуатации диктует новые требования к фрикционному материалу тормозных колодок. Свойства материалов колодок, применяемых на вагонах в настоящее время, уже не в полной мере удовлетворяют этим возросшим требованиям. Так, чугунные колодки обладают низкой износостойкостью и нестабильным коэффициентом трения при скоростях свыше 120 км/ч, а колодки на органическом (полимерном) связующем вызывают термомеханические повреждения колес вследствие низкой теплопроводности, кроме того, их коэффициент трения нестабилен в присутствии влаги. Таким образом, разработка нового фрикционного материала вагонной тормозной колодки, совмещающего эффективность торможения с высокой износостойкостью и щадящим воздействием на колесо, является актуальной задачей, для решения которой необходимо проведение комплекса исследований влияния состава, структуры и технологии получения такого материала на его свойства.

Есть интересные исследования по новому материалу для колодок, требуется финансирование, кому интересно посмотрите этот PDF файл.

Перспективы развития и усовершенствования локомотивных колодок

Как часть механической системы торможения, на качество и характеристики колодок накладывается ряд требований:

  • высокий и стабильный коэффициент трения, распространенный на широкий диапазон скорости и силы нажатия;
  • минимизация износа на каждой единице тормозного пути, призванная снизить расход времени на замену колодок;
  • способность к длительному торможению без утраты функциональных свойств;
  • отсутствие теплового повреждающего воздействия на колесо и его поверхность;
  • стабильность характеристик колодки при воздействии на них влаги;
  • динамичность и простота замены и установки локомотивных тормозных систем;
  • профилактика появления на поверхности колес изоляционных материалов, препятствующих прохождению тока, следовательно- снижающие степень сцепления с рельсом;
  • исключение образования опасных и токсичных веществ в процессе функционирования;
  • предотвращения непроизвольных возгораний тормозных систем из-за обильного образования искр.

Наибольшее распространение получают композиционные колодки, которые в силу сочетания свойств прочности и динамичности позволяют не достигать серьезного износа в короткий срок. Толщина композитных материалов значительно меньше, чем у чугунных, при этом износостойкость сохраняется на высоком уровне, даже при высоких скоростях и весе перевозимых грузов. В качестве экспериментальных, на транспорт вводятся тормозные колодки с использованием бронзы, керамики, сплавов, которые значительно улучшают теплопередачу, стабильность силы нажатия и трения, снижение износа.

⟦Видео⟧