⟦Рельсовые скрепления⟧
промежуточные, стыковые
виды: КБ, ЖБР, АРС


Рельсовые скрепления
 — деталь, прикрепляющая рельсы к подрельсовому основанию (шпалам) или соединяющая рельсы между собой. Рельсовые скрепления играют важную роль в определении геометрических параметров, пространственной жесткости и общей надежности колеи. От них также зависит, как подвижные части движущегося транспорта будут взаимодействовать с полотном, уменьшая уровень вибраций. На данный момент в России используют следующие виды скреплений: КБ, ЖБР, АРС

Важно подчеркнуть, что правильный выбор и использование рельсовых скреплений являются важной составляющей обеспечения безопасности и надежности железнодорожного транспорта. Они обеспечивают стабильность и устойчивость пути, а также позволяют снизить износ рельсов и шпал, что в свою очередь снижает затраты на обслуживание и повышает эффективность эксплуатации железнодорожных путей.

Меню страницы:

Каждый из типов рельсовых скреплений имеет свои преимущества и ограничения, и выбор конкретного типа зависит от множества факторов, таких как тип путей, скорость движения поездов, условия эксплуатации и технические характеристики рельсов и шпал.

Однако, независимо от типа рельсового скрепления, его правильное использование и регулярное обслуживание являются ключевыми мерами для обеспечения надежности и безопасности железнодорожных перевозок. При правильном выборе и установке рельсовых скреплений можно снизить затраты на обслуживание и повысить эффективность эксплуатации железнодорожного пути.

⟦Устройство рельсовых скреплений⟧

Рельсовые скрепления это ключевые элементы ВСП – приспособления, соединяющие металлоконструкции между собой и/или с основанием (то есть с деревянными/железобетонными шпалами).

Также востребованы при создании бесстыковой дороги, когда нужно, чтобы под воздействием внешних факторов смещались только концевые части плетей, а средние оставались неизменными даже при серьезных перепадах температуры. То, в каком количестве они будут использованы, напрямую повлияет на затраты при строительстве и эксплуатации. Экономить на них небезопасно, но и нет смысла увеличивать количество скрепления на километр пути, ведь тогда вырастут расходы на эксплуатацию железной дороги.

Изначально когда только строились первые железные дороги, для соединения рельс и шпал использовали костыли. Но такой элемент имел множество недостатков, главным из которых был уменьшение прижатия при постоянной вибрации от состава. Именно борьба с вибрацией усложнила устройство рельсового скрепления и добавило в него пружинный элемент клемму ЖБР.

Помимо соединения, эти элементы решают следующие задачи:

  • снижают уровень вибраций, которые передаются на шпалы, балласт, земляную подушку;
  • обеспечивают изоляцию на полотне с электротягой и автоблокировкой;
  • поддерживают целостность колеи, помогая выдерживать максимально возможные нагрузки.

Делятся они на две главные группы:

Стыковые – используются для соединения звеньев двутавровых балок между собой;
Промежуточные – для фиксации металлоконструкций на опорных основаниях.

Виды промежуточных скреплений
⟦КБ, ЖБР, АРС⟧

Железнодорожный костыль

Костыль (гвоздь, крепеж, метиз) — предназначен для скрепления рельс и деревянных шпал в железнодорожном полотне. Все еще применяется в странах СНГ, Индии, Аргентине но уже давно не используется в США, Китае, Канаде, Германии и Австралии.

Рельсовое скрепление КБ-65 — это клеммно-болтовые скрепления, в которых рельс к подкладке прижимается жесткими клеммами, надеваемыми на клеммные болты, фигурные головки которых заводятся в пазы подкладок. Устаревшее скрепление, очень сложное, состоит из 21 детали, содержание которых требует больших затрат, но все еще используется на железных дорогах России.

рельсовое скрепление кб-65
рельсовое скрепление жбр 65

Рельсовое скрепление ЖБР 65 и ЖБР 65 Ш — это железобетонное рельсовое скрепление и его модификация. Данное устройство пришло на смену КБ и имеет гораздо большие показатели упругости и поэтому, максимально эффективно прижимает соприкасающиеся элементы. Имеет гораздо меньше элементов, всего 16, что положительно сказывается на стоимость обслуживания. На сегодняшний день, это скрепление получает все больше модификаций и постоянно появляются новые виды.

Рельсовое скрепление АРС — анкерное промежуточное рельсовое скрепление относится к числу бесподкладочных упругих скреплений и предназначено для использования на грузонапряженных линий, магистральных высокоскоростных дорогах, а также метрополитенах. Особенностью конструкции являются замоноличенный в подрельсовой зоне железобетонной шпалы (ШС-АРС или Ш-А05) несъемный анкер рамно-арочного типа. В наиболее крутой кривой с АРС, как по интенсивности износа рельс, так и по параметрам пути выдает наилучшие результаты.

рельсовое скрепление арс

⟦Купить рельсовые скрепления⟧

⟦Стыковые рельсовые скрепления⟧

С развитием железных дорог и увеличением скорости движения, соединение рельс стыковыми рельсовыми скреплениями стало небезопасным. Сейчас используется сварка рельс, тем самым путь становится бесстыковой и потребность в использование скрепления отсутствует. 

Но в России еще очень много железных дорог где используется звеньевые пути, на которых применяются стыковые рельсовые скрепления. Места соединения рельсов между собой, называют рельсовые стыки. При проходе подвижного состава по стыку из-за зазора между рельсами ударно-динамическое воздействие на путь увеличивается, поэтому стык считается самым напряженным местом в пути. При длине рельсов 12,5 м около 35– 50% затрат труда уходит на выправку пути в зоне стыков. Стыки создают и значительное сопротивление движению поездов (около 10 % основного).

рельсовые стыковые скрепления

Стыковые скрепления должны обеспечить:

  1. Надежность соединения рельсов;
  2. На электрифицированных участках, участки с автоблокировкой должны обеспечивать наименьшее прохождение электрического тока;
  3. На границах блок участков воспрепятствовать прохождение сигнального тока;

Продажа стыковых рельсовых скреплений⟧

Анкерное рельсовое скрепление (АРС)

На сегодняшний день, большинство людей в той или иной степени являются пользователями железнодорожного транспорта, но многие ли что-то понимают в устройстве железной дороги, подвижного состава, железнодорожного полотна и остальных составляющих инфраструктуры? Например, Вы когда-нибудь задумывались, как две, на первый взгляд, тонкие нити рельс не «разъезжаются» (прим. Угон пути — продольное перемещение рельсов под колёсами проходящего поезда) под тяжестью длинно-составных грузовых поездов?

Конечно, всё не так просто, дело здесь и в строении пути, и распределении нагрузки, и строении самого рельса, но не стоит забывать о приспособлениях под названием «промежуточные рельсовые скрепления», они прикрепляют рельсы к шпалам или соединяют рельсы между собой, относятся к конструкциям верхнего строения пути. От качества этих элементов во многом зависят устойчивость рельсовой колеи, особенно в условиях движения высокоскоростных поездов и со значительными нагрузками.

Какие моменты учитывают инженеры, выбирая тип скрепления?

анкерное рельсовое скрепление (АРС)

Скрепление должно быть максимально надёжно, доступно по цене и обязано не ухудшать качество сцепления колеса транспорта с полотном во время прохождения стыкового участка. Этим требованиям в полной мере отвечает рассматриваемое нами анкерное рельсовое скрепление (АРС).

АРС относится к упругому виду скрепления, т.к. прижатие рельса к шпале осуществляется упругой клеммой. Данный тип обладает приоритетом по сравнению с другими видами скреплений: имеет меньше деталей в узле (нет резьбовых соединений), обеспечивает стабильное содержание рельсовой колеи по ширине, практически не нуждается в дополнительном обслуживании и, что самое главное, действительно обеспечивает необходимую силу прижатия подошвы рельса к основанию.

Элементы, описанные ниже, являются основными для скреплений типа АРС (рис. 1):

  1. анкер;
  2. два надрельсовых изолирующих и амортизирующих уголка
  3. подрельсовая резиновая прокладка;
  4. два эксцентриковых монтажных регулятора, обеспечивающих необходимую величину натяжения пружин;
  5. две В-образные пружинные прутковые клеммы;
  6. два плоских подклеммника.
Элементы, описанные ниже, являются основными для скреплений типа АРС

АРС, к слову, первое сертифицированное скрепление в России, которое защищают свыше 20 патентов (в их числе два евразийских и восемь международных).

Основные преимущества скрепления АРС по сравнению с ЖБР-65:

  1. Обеспечение надежного закрепления рельсовых плетей от продольных перемещений без периодического подкручивания элементов скрепления, что значительно снижает эксплуатационные затраты на текущее содержание пути;
  2. Обеспечение выправки железнодорожного пути по уровню до 25 мм, ЖБР (теоретически) — до 15 мм;
  3. Обеспечение более стабильного содержания рельсовой колеи по ширине;
  4. Вес съемных элементов в 2,1 раза меньше;
  5. Высокая коррозионная стойкость и соответственно увеличение сроков между капитальными ремонтами пути.

Массовое внедрение АРС позволяет решить две главные задачи, стоящие перед путевым хозяйством сети, а именно: 

  1. Перейти на малолюдную технологию текущего содержания пути.
  2. Резко снизить вероятность угона рельсовых плетей бесстыкового пути (со всеми вытекающими отсюда последствиями), причины возникновения которого связанны с конструкционными недостатками скреплений, применяемых в России, и массовым выходом из строя клеммных и закладных болтов из-за неудовлетворительного их содержания.

АРС применяются на бесстыковых путях, укладываются на прямых участках и в кривых, имеющих радиус 350 м и более, а также на балластном и безбалластном мостовом полотне, в тоннелях. Конструкция АРС позволяет инженерам применять данное устройство в различных регионах с самыми разными температурными режимами.

Скрепления ЖБР

(железобетонные рельсовые)

Железобетонные рельсовые скрепления (ЖБР) – это современный и инновационный тип скреплений, используемых в железнодорожных путях для крепления рельсов к шпалам. Они представляют собой эффективное и надежное решение для обеспечения стабильности и безопасности железнодорожных путей. ЖБР-скрепления обладают высокой прочностью и устойчивостью к воздействию внешних факторов, таких как влажность и коррозия, что увеличивает срок службы верхнего строения пути.

Одним из главных преимуществ скреплений ЖБР является их способность распределять нагрузку от рельсов на балластный слой более равномерно. Это способствует снижению нагрузки на шпалы и повышению стабильности железнодорожного пути. Кроме того, ЖБР-скрепления способствуют снижению износа рельсов и шпал, что снижает затраты на обслуживание и повышает эффективность эксплуатации железнодорожной инфраструктуры.

Koмплeкт cкpeплeния ЖБP-65

  • Шпaлa жeлeзoбeтoннaя Ш-3 (для ЖБP)
  • Бoлт зaклaднoй M22x175 c гaйкoй M22
  • Kлeммa пpужиннaя ЦП 369.102
  • Cкoбa упopнaя cтaльнaя ЦП 369.301
  • Cкoбa пpижимнaя cтaльнaя ЦП 369.103
  • Пpoклaдкa ЦП-638, ЦП-204, ЦП-538 пoдpeльcoвaя (ЖБP-65)
  • Пpoклaдкa упpугaя ЦП 369.004
Koмплeкт cкpeплeния ЖБP-65

Скрепления ЖБР доказали свою эффективность и пользуются доверием специалистов в индустрии. Оптимальный выбор скреплений позволяет оптимизировать затраты на строительство и обслуживание, что делает их предпочтительным решением для многих железнодорожных проектов.

Прайс на рельсовые скрепления

Если вы хотите получить прайс сразу от российских поставщиков Материалов ВСП. То просто напишите свой Email адрес и мы пришлем вам свежие прайс листы.

⟦Вопросы про рельсовые скрепления⟧

Что такое анкерное рельсовое скрепление?

Анкерное бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление АРС это изобретение Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). На текущий момент это самое эффективное рельсовое скрепление и имеет множество запатентованных модификаций. Подробней можно узнать в PDF файле.

Что такое рельсовое скрепление Pandrol?

Pandrol-350 – анкерное рельсовое скрепление, где прикрепление рельса осуществляется двумя упругими клеммами, заведенными в замоноличенные чугунные анкеры. Подробней в PDF файле.

Характеристики рельсового скрепления Vossloh

Скрепление Vossloh (фоссло) – скрепление для железобетонных и деревянных шпал, бесподкладочное/подкладочное. Разработано британской компанией Pandrol UK.

Скрепление Vossloh (фоссло

Отличия скреплений для железобетонных шпал?

Основным отличием являются замоноличенный в подрельсовой зоне железобетонной шпалы несъемный анкер, который является частью скрепления и выпускается вместе со шпалой на заводе.

Отличия скреплений для деревянных шпал?

Деревянные шпалы становятся все менее популярными и технологии применяемые в современных скреплениях типа АРС-4 шагнули далеко вперед. Сейчас уже нет новых модификаций скреплений для деревянных шпал, их как и в 60-ых годах все еще крепят на костыли и рельсовые скрепления КБ.

Где найти ГОСТ на рельсовые скрепления?

На самом деле очень много различных ГОСТ-ов, как на изготовление элементов рельсового скрепления так и на монтаж/эксплуатацию. Вот например ГОСТ в PDF файле: «СКРЕПЛЕНИЕ РЕЛЬСОВОЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ Требования безопасности и методы контроля»

⟦Видео⟧