⟦Рельсовые скрепления⟧
промежуточные, стыковые
виды: КБ, ЖБР, АРС

Рельсовые скрепления — деталь, прикрепляющая рельсы к подрельсовому основанию (шпалам) или соединяющая рельсы между собой. Рельсовые скрепления играют важную роль в определении геометрических параметров, пространственной жесткости и общей надежности колеи. От них также зависит, как подвижные части движущегося транспорта будут взаимодействовать с полотном, уменьшая уровень вибраций..

Материал страницы предоставляется, как есть, без возможности редактирования и добавления информации. Данная страница несет исключительно информационный характер, хоть и имеет спонсоров в лице компаний ООО «ЛитСтройКом» и GREENRAIL GROUP S.R.L. Основная цель которая преследовалась при создании данного материала, это консолидация нужной информации на одной странице. Мы надеемся такой подход облегчит новому поколению специалистов по Ж/Д, получить актуальную информацию.

⟦Устройство рельсовых скреплений⟧

Рельсовые скрепления это ключевые элементы ВСП – приспособления, соединяющие металлоконструкции между собой и/или с основанием (то есть с деревянными/железобетонными шпалами).

Также востребованы при создании бесстыковой дороги, когда нужно, чтобы под воздействием внешних факторов смещались только концевые части плетей, а средние оставались неизменными даже при серьезных перепадах температуры. То, в каком количестве они будут использованы, напрямую повлияет на затраты при строительстве и эксплуатации. Экономить на них небезопасно, но и нет смысла увеличивать количество скрепления на километр пути, ведь тогда вырастут расходы на эксплуатацию железной дороги.

Изначально когда только строились первые железные дороги, для соединения рельс и шпал использовали костыли. Но такой элемент имел множество недостатков, главным из которых был уменьшение прижатия при постоянной вибрации от состава. Именно борьба с вибрацией усложнила устройство рельсового скрепления и добавило в него пружинный элемент клемму ЖБР.

Помимо соединения, эти элементы решают следующие задачи:

  • снижают уровень вибраций, которые передаются на шпалы, балласт, земляную подушку;
  • обеспечивают изоляцию на полотне с электротягой и автоблокировкой;
  • поддерживают целостность колеи, помогая выдерживать максимально возможные нагрузки.

Делятся они на две главные группы:

Стыковые – используются для соединения звеньев двутавровых балок между собой;
Промежуточные – для фиксации металлоконструкций на опорных основаниях.

Виды промежуточных скреплений
⟦КБ, ЖБР, АРС⟧

Железнодорожный костыль

Костыль (гвоздь, крепеж, метиз) — предназначен для скрепления рельс и деревянных шпал в железнодорожном полотне. Все еще применяется в странах СНГ, Индии, Аргентине но уже давно не используется в США, Китае, Канаде, Германии и Австралии.

Рельсовое скрепление КБ-65 — это клеммно-болтовые скрепления, в которых рельс к подкладке прижимается жесткими клеммами, надеваемыми на клеммные болты, фигурные головки которых заводятся в пазы подкладок. Устаревшее скрепление, очень сложное, состоит из 21 детали, содержание которых требует больших затрат, но все еще используется на железных дорогах России.

рельсовое скрепление кб-65
рельсовое скрепление жбр 65

Рельсовое скрепление ЖБР 65 и ЖБР 65 Ш — это железобетонное рельсовое скрепление и его модификация. Данное устройство пришло на смену КБ и имеет гораздо большие показатели упругости и поэтому, максимально эффективно прижимает соприкасающиеся элементы. Имеет гораздо меньше элементов, всего 16, что положительно сказывается на стоимость обслуживания. На сегодняшний день, это скрепление получает все больше модификаций и постоянно появляются новые виды.

Рельсовое скрепление АРС — анкерное промежуточное рельсовое скрепление относится к числу бесподкладочных упругих скреплений и предназначено для использования на грузонапряженных линий, магистральных высокоскоростных дорогах, а также метрополитенах. Особенностью конструкции являются замоноличенный в подрельсовой зоне железобетонной шпалы (ШС-АРС или Ш-А05) несъемный анкер рамно-арочного типа. В наиболее крутой кривой с АРС, как по интенсивности износа рельс, так и по параметрам пути выдает наилучшие результаты.

рельсовое скрепление арс

⟦Стыковые рельсовые скрепления⟧

С развитием железных дорог и увеличением скорости движения, соединение рельс стыковыми рельсовыми скреплениями стало небезопасным. Сейчас используется сварка рельс, тем самым путь становится бесстыковой и потребность в использование скрепления отсутствует. 

Но в России еще очень много железных дорог где используется звеньевые пути, на которых применяются стыковые рельсовые скрепления. Места соединения рельсов между собой, называют рельсовые стыки. При проходе подвижного состава по стыку из-за зазора между рельсами ударно-динамическое воздействие на путь увеличивается, поэтому стык считается самым напряженным местом в пути. При длине рельсов 12,5 м около 35– 50% затрат труда уходит на выправку пути в зоне стыков. Стыки создают и значительное сопротивление движению поездов (около 10 % основного).

рельсовые стыковые скрепления

Стыковые скрепления должны обеспечить:

  1. Надежность соединения рельсов;
  2. На электрифицированных участках, участки с автоблокировкой должны обеспечивать наименьшее прохождение электрического тока;
  3. На границах блок участков воспрепятствовать прохождение сигнального тока;

Прайс на рельсовые скрепления

Если вы хотите получить прайс сразу от 10-ти российских поставщиков Материалов ВСП. То просто напишите свой Email адрес и мы пришлем вам свежие прайс листы.

Подписка на прайсы
"Материалы ВСП"

⟦Вопросы⟧

Самые распространенные вопросы про скрепления

Анкерное бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление АРС это изобретение Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). На текущий момент это самое эффективное рельсовое скрепление и имеет множество запатентованных модификаций. Подробней можно узнать в PDF файле.

Pandrol-350 – анкерное рельсовое скрепление, где прикрепление рельса осуществляется двумя упругими клеммами, заведенными в замоноличенные чугунные анкеры. Подробней в PDF файле.

Скрепление Vossloh (фоссло) – скрепление для железобетонных и деревянных шпал, бесподкладочное/подкладочное. Разработано британской компанией Pandrol UK.

Скрепление Vossloh (фоссло

Основным отличием являются замоноличенный в подрельсовой зоне железобетонной шпалы несъемный анкер, который является частью скрепления и выпускается вместе со шпалой на заводе.

Деревянные шпалы становятся все менее популярными и технологии применяемые в современных скреплениях типа АРС-4 шагнули далеко вперед. Сейчас уже нет новых модификаций скреплений для деревянных шпал, их как и в 60-ых годах все еще крепят на костыли и рельсовые скрепления КБ.

На самом деле очень много различных ГОСТ-ов, как на изготовление элементов рельсового скрепления так и на монтаж/эксплуатацию. Вот например ГОСТ в PDF файле: «СКРЕПЛЕНИЕ РЕЛЬСОВОЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ Требования безопасности и методы контроля» 

⟦Видео⟧