Стояночный тормоз железнодорожного подвижного состава

Для обеспечения безопасности пассажиров и сохранности подвижного состава, каждый вагон, будь то пассажирский или полувагон, оборудуется тормозными устройствами. Классификация тормозов подвижного состава разделяет тормозные системы на отдельные типы. Сюда относят автоматические пневматические тормоза (автотормоз), вспомогательный пневматический автотормоз, а также стояночный тормоз. Все типы тормозных устройств предназначены для регулировки скорости, остановки и фиксации стоянки подвижного состава. Эти действия выполнимы, благодаря созданию искусственной силы сопротивления, способствующих торможению и полной остановке вагонов различного назначения. Автоматическими и ручными тормозами оборудованы все вагоны и локомотивы РЖД.

Ручной тормоз подвижного состава был изобретён раньше пневматического, и ещё задолго до внедрения пневматических тормозов, вагоны оборудовались тормозными площадками. Стояночный тормоз предназначен для удержания вагона на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для его принудительной аварийной остановки. К стояночным тормозам также относятся автоматические стояночные тормоза с электроприводом.  Ранее, стояночный тормоз дублировался специальным башмаком (колодочным тормозом), который размещался на рельсах и блокировал колеса от малейшего движения. Самым распространенным тормозом является колодочный, при котором затормаживание колес происходит за счет прижатия тормозных колодок к вращающимся бандажам или специальным дискам, насаженным на оси колесных пар.

Процесс торможения, а также фиксации стоящего вагона, осуществлялись путём приложения физических усилий человека к специальному штурвалу вагона, вследствие чего, путём передачи усилий через червячную передачу и рычажные системы, тормозные колодки плотно блокируют колёсные пары вагона.

chervyachnaya-peredacha

Если учесть, что червячная передача необратима, данный тормозной узел надежно удерживает подвижной состав. При этом, чем больше сила нажатия на тормозную колодку, тем сильнее будет торможение вагонов.

Но следует помнить, что сила прижатия тормозных колодок к колесам пассажирских вагонов (сила измеряется в тоннах), не должна превышать максимально допустимое усилие, определённое в 10 тонн. В противном случае происходит блокировка колёс, вагон начинает скользить по рельсам, что может привести к аварийной ситуации. Ручными тормозными устройствами оборудуются все вагоны пассажирского парка, и требуемое значение силы нажатия достигается не менее чем за три полных оборота винта относительно гайки.

Механические тормоза, различные по конструкции, по своему действию выполняют одно предназначение — затормаживают колёсные пары, создавая силы трения между колодками, контактирующими с поверхностями катания колес или специальными дисками, жестко закреплёнными на их осях.

 Конструкция ручного (стояночного) тормоза очень простая, но чрезвычайно надёжная.

 Стояночный тормоз состоит из:

  • штурвала с рукояткой ( или раскладными рукоятками;
  • конических шестерёнок (2 штуки);
  • винта с резьбой;
  • двух тяг, в комплекте с гайками, к которым они крепятся.

Пара «винт — гайка» с самотормозящейся резьбой, штурвал для вращения винта и устройство для передачи от пары «винт — гайка» силы нажатия на фрикционные элементы тормоза, составляют конструкцию механического тормоза. Принцип работы тормоза относится к транспортному машиностроению и повсеместно используется в тормозном оборудовании вагонов и локомотивов, в частности, в системах стояночного тормоза.

Штурвал ручного тормоза всегда можно увидеть в рабочем тамбуре вагона, он всегда расположен на торцевой стенке.

shturval-ruchnogo-tormoza-2

Ручной тормоз, согласно правилам, соединён с тормозной рычажной передачей вагона. Согласно инструкций РЖД, на штурвал ручного тормоза обязательно наносятся графические изображения, показывающие, что при вращении штурвала по часовой стрелке происходит торможение, при вращении против часовой стрелки- отпуск тормозов.

Благодаря своей надёжности, стояночный тормоз служит для надежной фиксации подвижного состава: вагонов пассажирских, полувагонов, цистерн, платформ, хопперов, думпкаров, в местах погрузки или выгрузки, на уклоне или при отстое в депо.

К исключительно положительным характеристикам стояночного тормоза относятся не только его способность блокировать колёса на стоянке вагонов, но и способность стояночного тормоза стабильно поддерживать блокировку в течение длительного времени. Ручной (стояночный) тормоз способен удержать подвижной состав от скатывания по пути с предельным нормированным уклоном. 

Для грузовых вагонов применяется упрощённая конструкция стояночного тормоза, надёжная, и полностью соответствующая ГОСТу РФ.

Дополнительные ссылки: