Мировой спрос на транспорт быстро растет. С учетом нынешних тенденций объем пассажирских и грузовых перевозок увеличится более чем вдвое к 2050 году. Такой рост является признаком социального и экономического прогресса, но он влечет за собой рост спроса на энергию и увеличение выбросов CO2 который является загрязнителем атмосферы. Более широкое использование железных дорог может снизить этот рост. В мире, который становится все более урбанизированным, путешествие по железной дороге хорошо согласуется с потребностями города. Высокоскоростная железная дорога может служить альтернативой авиаперевозкам на короткие расстояния, а обычные и грузовые железнодорожные пути могут дополнять другие виды транспорта, обеспечивая эффективную мобильность.
На транспортный сектор приходится более половины мирового спроса на нефть и около четверти глобальных выбросов CO2 в результате сжигания топлива. Поэтому изменения в транспорте имеют основополагающее значение для достижения глобальных энергопереходов. Тем не менее, хотя железнодорожный транспорт является одним из наиболее энергоэффективных видов транспорта для грузовых и пассажирских перевозок, он часто игнорируется в общественных обсуждениях.
В «Будущем железных дорог» рассматривается вопрос о том, как можно повысить роль железнодорожного транспорта в мировом транспорте как средства сокращения энергопотребления и воздействия на окружающую среду, связанного с транспортом.
Железнодорожный сектор может принести значительные выгоды как энергетическому сектору, так и окружающей среде . Диверсифицируя источники энергии и обеспечивая более эффективную мобильность, железнодорожный транспорт может снизить энергопотребление транспорта и сократить выбросы углекислого газа и местных загрязняющих веществ.
Электрификация поездов
Железнодорожный транспорт является одним из наиболее энергоэффективных видов транспорта для грузовых и пассажирских перевозок — в то время как железнодорожный сектор перевозит 8% пассажиров в мире и 7% мировых грузовых перевозок, на него приходится лишь 2% от общего спроса на энергию для транспорта.
Сегодня три четверти пассажирских железнодорожных перевозок осуществляется с помощью электропоездов, что на 60% больше, чем в 2000 году — железнодорожный сектор является единственным видом транспорта, который сегодня широко электрифицирован. Эта зависимость от электроэнергии означает, что железнодорожный сектор является наиболее разнообразным видом транспорта с точки зрения энергопотребления.
Регионы с наибольшей долей использования электропоездов — это Европа, Япония и Россия, тогда как Северная и Южная Америка по-прежнему сильно зависят от дизельного топлива. Пассажирские железнодорожные перевозки значительно более электрифицированы, чем грузовые, почти во всех регионах, а регионы с большей зависимостью от городских железных дорог и высокоскоростных железных дорог — это регионы с наибольшей долей пассажиро-километров, обслуживаемых электричеством.
Тенденции развития обычного, высокоскоростного, городского и грузового железнодорожного транспорта
Обычные рельсы предназначены для поездок на средние и дальние расстояния с максимальной скоростью до 250 км/ч и пригородных поездов.
Большинство традиционных железнодорожных сетей сегодня расположены в Северной Америке, Европе, Китае, России, Индии и Японии. На эти регионы приходится около 90% мировых пассажирских перевозок по обычным железным дорогам: Индия лидирует с 39%, за ней следуют Китай с 27%, Япония с 11% и Европейский Союз с 9%. Однако в обычных железных дорогах в этих регионах за последние десятилетия мало что изменилось.
Напротив, значительные инвестиции были сделаны в высокоскоростную железную дорогу и метро. Высокоскоростная железная дорога определяется как железнодорожные перевозки на большие расстояния между станциями, работающие с максимальной скоростью выше 250 км/ч. Метро относятся к высокочастотным городским службам с высокой пропускной способностью, которые полностью отделены от транспортных средств, часто подземных или надземных. От легкорельсового транспорта до трамвайных путей и других систем городского транспорта с меньшей пропускной способностью и низкой скоростью, чаще всего на уровне улиц.
Высокоскоростная железная дорога является важной альтернативой авиации, в то время как городская железная дорога — решение для городов, пострадавших от заторов и загрязнения воздуха. Рост был наиболее заметным в Китае, который обогнал все другие страны по протяженности сетей обоих типов за одно десятилетие.
Грузовые железнодорожные перевозки неуклонно росли на протяжении последних двадцати лет. Это определяется как перевозка товаров в специальных грузовых поездах.
Сегодня грузовые перевозки по железной дороге сконцентрированы в Китае и Соединенных Штатах, на долю которых приходится около четверти общемировой деятельности по железнодорожным грузоперевозкам, и в России, на которую приходится одна пятая. Полезные ископаемые, уголь и сельскохозяйственная продукция составляют основную часть от общего объема грузовых железнодорожных перевозок.
Заглядывая в будущее
Будущее железнодорожного транспорта будет определяться тем, как он будет реагировать как на растущий спрос на перевозки, так и на растущее давление со стороны конкурирующих видов транспорта.
Рост доходов и населения в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где города растут в геометрической прогрессии, неизбежно приведет к высокому спросу на более эффективные, быстрые и экологически чистые транспортные средства, но потребность в скорости и гибкости, как правило, благоприятствует владению автомобилями и авиаперелетам.
Рост доходов также стимулирует рост спроса на грузовые перевозки, поскольку более высокие доходы резко увеличили спрос на быструю доставку более ценных и легких товаров. Железнодорожный сектор имеет важные преимущества, которые можно использовать в конкурентной борьбе за бизнес, но это потребует дополнительных стратегических инвестиций в железнодорожную инфраструктуру, дальнейших усилий по повышению коммерческой конкурентоспособности и технологических инноваций.
Более амбициозный сценарий развития железных дорог основан на трех основных принципах:
- минимизация затрат на один пассажиро-километр или тонно-километр перемещений,
- максимизация доходов от железнодорожных систем,
- обеспечение того, чтобы все виды транспорта платили не только за использование необходимой инфраструктуры, но и также из-за негативного воздействия, которое они создают.
Общий спрос на энергию в железнодорожном секторе в 2050 году будет примерно на 42% больше, чем в текущем году. Тем не менее, несмотря на рост активности, на железнодорожный транспорт по-прежнему будет приходиться лишь 4% от общего спроса на энергию для транспорта в 2050 году. В обоих сценариях железнодорожный сектор испытывает сильную электрификацию и следовательно диверсификацию в энергии.
Дополнительные ссылки:
- ⟦Рельсы железнодорожные⟧
- ⟦Железнодорожные шпалы⟧
- ⟦Колесные пары⟧
- ⟦Стрелочные переводы⟧
- ⟦Буксы и буксовые узлы⟧
- ⟦Верхнее строение пути⟧
- ⟦Автосцепка СА-3⟧
- ⟦Тормозной башмак⟧
- ⟦Рельсовые скрепления КБ, ЖБР, АРС⟧
- ⟦Локомотивные колодки⟧
- ⟦Железнодорожный крепеж⟧
- ⟦Железнодорожные накладки, подкладки, прокладки⟧