Купить билет на поезд и отправиться в комфортное путешествие, под мерный и убаюкивающий стук колес, рассматривая пролетающие мимо пейзажи… Кажется железная дорога была специально создана для дальних поездок. Все мы знаем, что родиной её является Англия. Но как была она была придумана, и какие средства передвижения можно считать предками железной дороги?

Прообразом рельсов, необходимых для движения состава, можно считать греческий диолк — двухполоcную каменную дорогу, предназначенную для переправления кораблей по суше. Инновация состояла в том, что по плотной каменной поверхности тянуть тяжелый кораблю было значительно легче, так как он не увязал в земле. По своей сути, диолк был скорее колеёй, выложенной камнем. Сами корабли ставили на деревянные полозья и обмазывали маслом или жиром для улучшения скольжения.

греческий диолк - двухполоcная каменная дорога
Греческий диолк — двухполоcная каменная дорога

Идею упрощенной транспортировки с помощью примитивных рельсов подхватили для работы в шахтах Германии и Англии. Во времена правления Елизаветы Тюдор рельсами пользовались на всех шахтах. Простейшие рельсы представляли собой длинные деревянные бруски. Колесо не проваливалось с рыхлый грунт, облегчая движение тачки. Такой способ передвижения руды в вагонетках существенно облегчал работу шахтеров. Теперь не приходилось выносить на руках тяжелые корзины и тачки с пустой породой или рудой. Первые рельсы и шпалы выполняли из дерева, пока к 18 веку железные рельсы полностью не вытеснили деревянных прародителей. Вновь вернуться к дереву при строительстве железных дорог значительно позже- когда потребуется строить деревянные шпалы.

Самая древняя из ныне существующих (и функционирующих, правда на другом типе двигателя) является рельсовое полотно Райсцуг, 15го века, расположенное в окрестностях Зальцбурга. Дорога использовалась для перевозки грузов. В 1604 году была открыта первая «настоящая» железная дорога. Правда вагоны с углем тянули лошади, да и протяженность полотна составляла всего несколько километров. Но данная инновация существенно упростила труд работников, поэтому совершенствование шла активно, постепенно превращая примитивные вагонетки в более удобные и комфортные вагоны. Процесс модернизации данного транспорта был напрямую связан с набиравшей обороты модернизацией, которая шла по пути замены ручного труда машинным.

В Россию первые деревянные рельсовые дороги появились лишь спустя полтора века, в 1755 году. Вагонетки двигались за счет лошадиной тяги и использовались для вывоза руды с рудников Алтая. Первая железная дорога (чугунный колесопровод) в России появилась в 1788 году. Поначалу это новшество применялось только на рудниках и сталелитейных заводах. Идея перевозить людей таким образом появилась значительно позже. Лишь в 1825 году состоялся запуск первого пассажирского поезда.

Немногим ранее, в 1804 году начались разработки наиболее удачного строения рельсового полотна. Железо имело высокую цену, а чугун не справлялся с тяжелыми составами. Лишь к 1829 году появилась наиболее удачная конструкция, подходящая для массового пользования, соединившая транспортным сообщением Ливерпуль и Манчестер.

Развитие железнодорожной отрасли в Америке началось в 1815 году с получения Стивенсоном железнодорожной хартии- разрешения на строительство. Огромные территории страны имели крайне слабую транспортную, торговую и почтовую связь. Строительство единой транспортной сети, способной соединить отдаленные территории было одним из наиболее перспективных направлений бизнеса. Как позже оказалось, проложить дорогу было одним из самых простых этапов этой большой комплексной работы. сложнее дело обстояло с паровыми машинами. Лишь спустя десяток лет всё тот же Стивенс сконструировал, построил, испытал и начал массовое производство паровозов.

Параллельно с ним свою модель разработал Ален на основании чертежей английских локомотивов. После запуска пассажирских рейсов появилась неожиданная проблема- население не доверяла новой машине и опасалось использовать, предпочитая пароход (который имел меньшую скорость, уровень шума и проходимость по территории). Предприимчивые железнодорожники провели открытое соревнование парохода и паровоза, в котором второй одержал блестящую победу в скорости и проходимости.

В России в 1837-1840 годы началось активное строительство и использование железнодорожного транспорта, как более удобного и быстрого. Огромные территории страны (особенно непроходимая тайга) нуждались в надежном и долговечном транспортном сообщении. Благодаря строительству железных дорог активное развитие получили города и поселки. С тех самых пор именно железнодорожное строительство остается одной из главных отраслей в нашей стране.

Процесс модернизации, усовершенствования и видоизменения железнодорожного транспорта и собственно железной дороги идет постоянно. Появляются новые модели поездов, путей, источников энергии для движения составов по рельсам. В разное время новинками становились угольные двигатели, электропитание, сверхбыстрые поезда, движение вагонов по одному рельсу и другие. Для современного человека созданы максимально комфортные условия передвижения по рельсам. Уровень комфорта, безопасности и надежности растет с каждым годом. Техники и технологи разрабатывают, тестируют и внедряют все новые устройства, обеспечивающие не только безопасность, надежность, но и долговечность железнодорожного полотна.